www.holod-delo.ru

Рубрика: Период: [Добавить новость...]


2007-06-27 (16:25:52) | Тимофеев Виктор | "Мороженое и змороженные продукты" | Рубрика: События

Арифметика мороженого

Обращение президента ГК «Айсберри» Романа Лолы в связи с сообщениями ряда СМИ о росте цен на мороженое

Недавно в ряде СМИ появилась информация со ссылкой на агентство «Финам» о росте средних розничных цен на порционное мороженое с 15 до 20 рублей, то есть на более чем 30%. От имени компании «Айсберри» заявляю, что подобный рост вызван большей частью реакцией розничных точек на повышение спроса на мороженое. В мае этого года «Айсберри» действительно произвела индексацию цен на свою продукцию в среднем, в зависимости от роста стоимости входящих в продукт ингредиентов, на 7% к ценам 2006 года, что ниже процента инфляции в нашей стране. Индексация цен на наши продукты, к сожалению, неизбежна, но я хочу подчеркнуть, что она обусловлена не увеличением маржинальности нашего продукта, а строго ростом его себестоимости. Сегодня по-прежнему основной составляющей себестоимости мороженого является цена сырья, самое неразвитое и проблемное звено в производственной цепи. Общая нехватка любого качественного сырья в отрасли, ограничения на ввоз многих видов импортного сырья, отмена субсидий и, как следствие, снижение объемов производства сырья в развитых странах и переориентация традиционных поставщиков в Россию на другие рынки сбыта, - все это привело не только к общему росту цен, но и резкому росту цен в отдельном сегменте сырья, отвечающего требованиям ГОСТ. В первую очередь, это касается молочного сырья, в частности традиционного для мороженого СОМ, СМЦ, сливочное масло и молочная сыворотка. Значительно усложняет работу производителей FMCG непредсказуемость скачков цен. Во-первых, динамика цен этого года нарушает обычную сезонную цикличность: рост цен на молоко в июне – это нонсенс. В июне 2005 года цены на молоко упали на 30% по сравнению с январем того же года. То есть общий тренд оказался чудовищным: с июня 2005 молоко подорожало на 80%. Во-вторых, в такой непредсказуемой ситуации никто из поставщиков сырья не готов заключать долгосрочный контракты, договоры подписываются, максимум, на три месяца. Как известно, отсутствие стабильности негативно воспринимается любым бизнесом. Для невысокомаржинальной отрасли, в ценовой политике полностью зависящей от себестоимости мороженого, сложившиеся риски оказываются чрезмерно высоки для производителей. Даже заложив в расчеты возможное повышение цен, сегодня мы имеем высокие шансы понести убытки, т.к. цены, вполне возможно, повысятся еще сильнее. Положение может спасти только ускоренный рост отечественного АПК и перерабатывающей промышленности, предприятия которых начнут получать достаточные дотации от государства. Однако даже с повышенным вниманием от государства, для подъема сельского хозяйства и на возрождение культуры производства качественного сырья уйдет несколько лет, в течение которых снижения цен ждать не приходится. А пока из-за перманентного дефицита мы не ожидаем даже в период сбора урожая ощутимого снижения цены на премиальное сырье. Еще одной существенной проблемой является производство упаковки. Типографии либо не успевают модернизировать парк своих машин, чтобы сделать упаковку, отвечающую современным требованиям по качеству и красочности. Снизить же требования к виду своего конечного продукта, а также сделать его менее технологичным, сэкономив при этом на оборудовании, мы просто не имеем права. Такой продукт перестанет соответствовать запросам современных потребителей: доля самых простых сортов составляет сейчас, по нашим данным, 30%, то есть не удовлетворяет 70% его потребителей, в число которых входят по большей части молодежь. При всем при этом общий рост цен на мороженое при повышении покупательной способности населения не только не принесет мороженщикам повышения прибыльности, но уже поставил перед индустрией производства и продажи мороженого новые для нее проблемы. Я имею в виду усилившийся с появлением на рынке брендированной продукции, а также ее рекламной поддержкой, откровенных подделок и имитаций продуктов ведущих производителей, о чем также в последнее время часто писали СМИ. Кроме того, с повышением цен, а также хроническим дефицитом сырья, у многих производителей все чаще встречаются нарушения в рецептурах производства, о чем прямо свидетельствуют протоколы Роспотребнадзора по итогам проверок мороженого в разных городах России. Не устаю повторять, что некачественное мороженое гораздо более губительно для всей отрасли, чем повышение цен, так как снижают общее потребление мороженого и дискредитируют мороженое как продукт. Старая проблема – ценовая конкуренция и снижение качества в условиях стагнации рынка может оказаться смертельной для всех производителей. Также, повышение стоимости продукта может подтолкнуть транснациональные компании повторить попытку выхода на наш рынок. Это усилит конкуренцию и приведет к еще большей нехватке качественного сырья. Производители же мороженого, удерживающие этим летом цену на уровне начала 2006 года, осенью неминуемо столкнуться с сезонным скачком цен, в этом году усиленным общим ажиотажем на сырьевом рынке, и окажутся перед лицом необходимости значительно повысить отпускные цены. Однако я не сторонник особого или катастрофичного пути российской отрасли мороженого, поэтому уверен, что рыночные механизмы подскажут благоприятный исход сложившейся ситуации. Уже в краткосрочной перспективе отрасли могли бы помочь несколько несложных шагов. Прежде всего, необходимы законодательно обязательное оснащение фабрик ГОСТированными аналитическими приборами для контроля качества, позволяющими избежать подделок со стороны недобросовестных производителей сырья, и усиление внимания к мороженому со стороны Роспотребнадзора. Также существенную помощь в решении этой проблеме может оказать пропаганда и поощрение сознательности потребителей, которые при беглом взгляде на упаковку и состав купленного им продукта уже могут понять, обманывают их или нет. Положение могло бы улучшить создание агрохолдингов, однако это слишком дорогой шаг, который вряд ли смогут позволить себе сейчас работающие на рынке мороженщики. Сегодняшний же рост цен у производителей в пределах 1-3 рублей за порцию, первый с начала 2006 года, не представляется мне наносящим ущерб отрасли. И покупатель сегодня сам «голосует рублем» за более дорогие, а значит, более качественные сорта. Дорогие сорта продаются в больших объемах, чем дисканты. Если люди привыкли к цене в 40 руб. за бутылку газировки, почему они должны пугаться мороженого за 15 рублей? Скорее, уже на оборот, людей отпугивают низкие цены. Напомню положение на «рынке» мороженого в СССР - период расцвета отрасли мороженого. Потребление мороженого составляло 4-4,5 кг на человека, качество мороженого тех лет до сих пор упорно ставят в пример нынешним его производителям. При этом стоимость проезда в Московском метрополитене была 5 копеек, «Лакомка» обходилась любителю холодного лакомства в 28 копеек, брикет мороженого весом в 250 г – в легендарные 48 копеек. И при всем этом отрасль была всего лишь уверенно рентабельной, но не приносила сверхдоходов. Таким образом, сегодня мы имеем ощутимо меньшую стоимость конечного продукта, не идущую ни в какое сравнение с пропорциями цен времен СССР. Если проезд на метро сегодня стоит 17 рублей, то есть в 340 раз больше 5 копеек, то брикет мороженого в 250 грамм стоит всего 60 руб., а не 163 руб. Исторически запаздывающая за общим ростом цен стоимость мороженого уже сделала наш продукт самым дешевым в сегменте воды и снеков для быстрого утоления голода и жажды. Мороженое в вафельном стаканчике, например, производства нашей компании можно купить за 6-8 рублей. Чем еще за такие деньги сегодня можно утолить голод? Миллилитр мороженого сегодня дешевле того же объема газированной воды. После этого факта параллели с европейским рынком, где порция мороженого не обходится покупателю дешевле 1-го доллара, становятся непоказательными. Компания «Айсберри» видит для себя следующий путь дальнейшего развития: рост цен на мороженое равный росту стоимости качественного сырья неизбежен и необходим, и при отсутствии резких скачков стоимости сырья такая индексация будет производиться раз в квартал. Компания «Айсберри» намерена и впредь, выбирая лучшее на рынке сырье, производить только качественное мороженое во всех ценовых сегментах: от самого демократичного до премиального.

###

[Удалить новость...]

[Добавить комментарий...]


Ответственность за содержание объявлений и ссылок несут их авторы!