ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Для меня бизнес - это разновидность спорта"

Статья из журнала "ХБ" № 9/2004 г.

 

Среди отечественных предприятий-производителей торгово-холодильного оборудования вряд ли еще найдется столь молодое, но в тоже время широко известное, а главное, динамично развивающееся предприятие, как ОАО "Опытная фабрика "Полюс". Молодое предприятие, молодой коллектив, молодой руководитель. Это и стало нашей отправной точкой для интервью с генеральным директором ОАО "Опытная фабрика "Полюс" Анатолием Геннадьевичем Трапезниковым.

 

"ХБ" - Анатолий Геннадьевич! Вы успешно возглавляете одно из самых динамично развивающихся предприятий. Для этого требуются - и хорошее образование, и опыт, и личные качества и многое другое. Как складывалась Ваша карьера, на каких этапах вы приобретали те профессиональные и деловые качества, позволившие Вам создать и вывести на лидирующие позиции Вашу фабрику.

А.Г. - В 1986 году, после окончания Марийского политехнического института по специальности "Конструирование и производство радиотехнической аппаратуры", работал инженером-конструктором на одном из предприятий ВПК. Работа была интересной, поскольку занимались современным зенитно-ракетным комплексом С-300. За шесть лет работы на этом предприятии я прошел путь от лаборанта до начальника сектора в КБ. Это была хорошая школа как в профессиональном, так и в административном смысле. В 1992 году я перешел на работу на НПО "Марихолодмаш", которое было в то время крупнейшим отечественным предприятием, выпускающим торгово-холодильное оборудование. Вот тогда и состоялось мое основательное "знакомство" с холодильным оборудованием. Работа в должности начальника бюро, а затем заместителя начальника отдела маркетинга позволила не только досконально изучить само оборудование, технологические процессы его производства, но и сам рынок ТХО. Хорошим подспорьем для понимания рыночных процессов стало обучение в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, которую я закончил в 1994 году по специальности "финансовый менеджмент".

"ХБ" - А какие мотивы лежали в основе принятия решения о создании своего бизнеса?

А.Г. - Отправной точкой для становления бизнеса я считаю назначение меня в 1996 году директором отраслевого Проектного конструкторско-технологического института торгово - холодильных систем (ПКТИ-ТХС), входящего в структуру НПО "Марихолодмаш". В рамках ПКТИ нашей командой было организованно несколько успешных производственных проектов. И это - невзирая на то, что к тому времени в ПКТИ осталось работать 4 человека. Но наша команда состояла из энтузиастов своего дела. Именно тогда, в 1996-98 годах, образовался костяк сегодняшнего коллектива. А ОАО "Опытная фабрика "Полюс" была создана в 2001 году. К этому времени на нашем предприятии работало 80 сотрудников, а оборот достиг 8 млн рублей в месяц. С тех, уже далеких, времен наблюдается рост численности персонала, при этом он все же отстает от темпов увеличения выработки на одного работника. Тем не менее, ОАО "Опытная фабрика "Полюс" за 3 года стала одним из ведущих производителей ТХО в России.

"ХБ" - И все же, с чего Вы начинали 3 года назад, какие основные этапы можно назвать на пути становления Вашего предприятия?

А.Г. - В августе 2001года мы арендовали два относительно небольших помещения (всего- 2600 м?). Сейчас мы переехали на собственные площади (к слову, они выросли в пять раз). За это же время наши технологии также усовершенствовались, при чем это касается не только производства, но и внутренней структуры предприятия. Если же говорить об этапах становления, то их было несколько. Первый - когда мы восстановили технологическую цепочку и собрали первое изделие. Второй - когда смогли предложить партнерам серию холодильных витрин "эконом"-класса. Третий - когда позволили себе совершить рывок в технологиях.

"ХБ" - Теперь давайте поговорим о дне сегодняшнем. Какие сегменты рынка Вы считаете приоритетными для себя?

А.Г. - На сегодняшний день самым перспективным и интересным для нас стал рынок оборудования с выносным холодоснабжением. Я сознательно провожу классификацию по технической части, а не по назначению оборудования - супермаркет, минимаркет и т.д. В центре и в регионах эти классификации несколько смещены. Комплект оборудования для выносного холода впервые мы показали в Москве на выставке "Продэкспо" в феврале 2004 года. Сейчас уже есть конкретные магазины, оснащенные этим оборудованием и реальный опыт его эксплуатации в условиях жаркого лета этого года.

"ХБ" - В среднем Поволжье сосредоточено несколько известных предприятий, выпускающих торгово-холодильное оборудование. Как сказывается такая "скученность" на стратегии маркетинга, сбыта продукции?

А.Г. - Практически никак. Все работают на общероссийский рынок. Отсутствие географических преимуществ способствует развитию технологий, но каждый идет своим путем.

"ХБ" - Насколько мобильно Ваше производство?

А.Г. - Мобильность производства была нашим основным достоинством на стадии становления - как у всех малых предприятий. Сейчас - буду откровенен - структура завода заставляет обрастать бюрократическими процедурами. Но мы все же стараемся сохранить гибкость в производстве. В 2003 году в серийное производство было принято 26 новых изделий. Плюс несколько видов изделий, изготовленных в качестве опытных образцов, но по разным причинам в серию не запущенных. То есть в течение года была произведена полная замена модельного ряда. Из модельного ряда изделий, выпускавшихся в декабре 2002 года, к декабрю 2003 года не осталось ни одного. По нашим планам, в 2004 году количество новых моделей продукции будет сопоставимо.

"ХБ" - А в какие регионы поставляется сейчас продукция фабрики "Полюс"?

А.Г. - За эти годы нам удалось создать хорошую дилерскую сеть. Нашу продукцию знают во многих регионах. Подробно говорить смысла нет. Могу лишь сказать, что наша продукция расходится по всей стране - от Санкт-Петербурга до Владивостока. Повторюсь, есть у нас и магазины, оснащенные оборудованием с выносным холодом. Правда, пока только в Йошкар-Оле. Но это - только по состоянию на август этого года. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех наших дилеров и партнеров за активное сотрудничество.

"ХБ" - Можете ли Вы назвать основное конкурентное преимущество Вашего оборудования?

А.Г. - Прочность - вне сомнений. Мы единственные из крупных производителей холода, кто перевозит оборудование по российским дорогам на российских машинах, и сохраняет после этого гарантию.

"ХБ" - Это хороший показатель качества оборудования. А какие комплектующие Вы используете? И возможно ли, в будущем, использование только отечественных комплектующих без потери качества?

А.Г. - Сейчас соотношение использования в нашем производстве отечественных и импортных комплектующих приблизительно равное . Но при этом всегда надо учитывать, что некоторые материалы достаточно условно делятся на отечественные - западные. По месту расположения производства они отечественные. А по всему остальному так сказать нельзя. А вот использовать только отечественные комплектующие невозможно в силу отсутствия многих необходимых технологий. Мне кажется, сам вопрос в последнее время все больше теряет актуальность. Глобализация экономики, разделение труда - свершившийся факт. Его надо принять, учитывать и использовать.

"ХБ" - Как Вы оцениваете насыщенность российского рынка современным ТХО? Какая доля отечественных производителей по Вашим оценкам им принадлежит?

А.Г. - Сначала о доле рынка, принадлежащей российским предприятиям. Вопрос достаточно сложный, так как отсутствуют четкие критерии оценки. Но, все же, условно рынок, занимаемый российскими предприятиями, можно разделить так: нижний ценовой сегмент - 100%; средний - 80%; верхний - 10 - 0%, в зависимости от того, где провести границу. Если говорить о рынке в целом, то он не насыщен, и в ближайшее время насыщен не будет. Но структура его при этом меняется, и не в лучшую, для большинства российских производств, сторону.

"ХБ" - Анатолий Геннадьевич! Давайте теперь поговорим не о цифрах и оборудовании, а о более житейском. Что, к примеру, за последнее время удалось решить или достичь, чем Вы, как руководитель, можете гордиться?

А.Г. - Главное - удалось построить новый завод. Удалось оснастить его современным, производительным и точным оборудованием. А если говорить о другой сфере, то это то, что удалось создать для людей хорошие условия труда, обеспечить высокие, для нашего региона, зарплаты. А вообще, лучше не оглядываться назад. Погордились достижениями день - другой, и хватит. Все это уже в прошлом. В будущем - просто жуткий объем работ по доведению производства, в частности, и бизнеса, вообще, до стандартов США.

А самое важное - у нас сложился действительно очень хороший коллектив. Разные люди, каждый по-своему талантлив. Но все вместе - прекрасный слаженный оркестр, где каждый ведет свою партию и при этом дополняет других. Причем, никакие специальные приемы для сплочения коллектива не применялись. Мне просто повезло.

"ХБ" - Хорошая команда это действительно очень важно. Наверное, у Ваших сотрудников есть и общие интересы, кроме производственных?

А.Г. - Про интересы не знаю, а "заскоки" (смеется - прим.ред.) бывают! То все управление рванет с парашютом прыгать, то купаться… зимой.

"ХБ" - Какие основополагающие понятия лежат в Ваших взаимоотношениях с сотрудниками, коллегами и партнерами?

А.Г. - Уважение, доверие, честность.

"ХБ" - Кратко и ясно. Спасибо. А какого типа руководства придерживаетесь Вы?

А.Г. - Как я уже говорил - у нас сложился хороший коллектив. Крепкие профессионалы, прекрасно разбирающиеся в своем деле. По-моему, неразумно пытаться делать то, что другие делают лучше. Поэтому большинство вопросов либо делегируется, либо решается коллегиально. Правда, есть закономерность, нарушающая стройность картины. Звучит она так: чем сложнее обстановка, тем меньше демократии. Бывает, приходиться принимать волевые решения. Совесть при этом не мучает.

"ХБ" - Чувствуете ли удовлетворенность от занятия бизнесом?

А.Г. - Для меня бизнес - это разновидность спорта. Интересная и азартная игра, в которой проверяются твои возможности. Хорошо это или нет, но бизнес в России полностью отвечает таким потребностям - адреналина в крови достаточно, выкладываться нужно на всю катушку. Здесь можно реализовать себя - пока здоровья хватит. Мне - нравится.

"ХБ" - У Вас за плечами опыт работы и на государственном предприятии, и в своем бизнесе. Где интереснее?

А.Г. - Везде интересно. Наверное, интерес больше зависит от человека, чем от места работы или должности. Так сложились обстоятельства, что я всегда самостоятельно принимал решения, независимо от того, где работал. Начал рядовым инженером на "площадке" и вскоре сообразил, что принимаемое мной решение - окончательное, а десяток утверждающих подписей после моей - это игра такая ( люди были грамотные, но не имели физической возможности проверить меня). Значит, и ответственность на мне. Так и пошло по жизни.

"ХБ" - И последний, традиционный вопрос. Каковы Ваши ближайшие планы?

А.Г. - Мы позиционируем себя как производственная компания. И планы наши - производственные. Выпуск новых видов продукции, совершенствование процессов внутри предприятия. Второе - более важно.

"ХБ" - Спасибо, Анатолий Геннадьевич за очень интересную беседу. И больших "олимпийских" успехов Вам в любимом, как стало понятно, виде спорта - бизнесе.

###

 

«VIV Russia 2017»

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кафедра «Техника низких температур»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции