В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Журнал
Публикации
П.О.
Подписка
Реклама
Контакты

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"О выполнении обязательств Российской Федерации..."

Статья из журнала "ХБ" № 3/2003 г.

 

О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ ОХРАНЕ ОЗОНОВОГО СЛОЯ И МОНРЕАЛЬСКОГО ПРОТОКОЛА ПО ВЕЩЕСТВАМ, РАЗРУШАЮЩИМ ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ 

 

Международные обязательства Российской Федерации в области охраны озонового слоя

В настоящее время Российская Федерация в качестве правопреемника бывшего СССР является Стороной следующих международных соглашений в области охраны озонового слоя:

  1. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. Ратифицирована 185 странами. Имеет рамочный характер и не накладывает конкретных обязательств на подписавшие ее Стороны в части сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ (далее – ОРВ);
  2. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г. Ратифицирован 184 странами. Им предусмотрены конкретные меры по сокращению производства и потребления ОРВ, к которым относятся содержащие хлор и/или бром органические вещества, широко используемые в качестве пропеллентов в бытовой и медицинской аэрозольной продукции, хладагентов и вспенивателей в холодильной технике, растворителей в электронном и точном машиностроении, вспенивателей в промышленности строительных материалов и автомобилестроении, а также дезинфицирующих и огнегасящих средств;
  3. Лондонская поправка к Монреальскому протоколу 1991 г. Принята 163 странами. Ею ужесточены сроки, предусмотренные Монреальским протоколом, и добавлены в список запрещаемых веществ галоны, четыреххлористый углерод и метилхлороформ.

Российская Федерация, приняв на себя все обязательства Советского Союза в отношении этих международных соглашений, в силу ряда причин экономического, политического и финансового характера не смогла обеспечить их выполнение в установленные  сроки. В связи с этим страны – Стороны Монреальского протокола еще в 1996 году поставили под особый контроль выполнение Россией ее обязательств.

Кроме того, были приняты три поправки к Монреальскому протоколу, к которым Российская Федерация не присоединилась, хотя о таком намерении Правительство Российской Федерации информировало Стороны Монреальского протокола ранее:

  1. Копенгагенская поправка 1992 г. Принята 141 страной. Ею расширен список веществ, регулируемых Монреальским протоколом, за счет добавления галогенизированных растворителей и переходных химических веществ, известных как гидрохлофторуглероды, а также метилбромида, который в Российской Федерации не производится;
  2. Монреальская поправка 1997 г. Принята 80 странами. Предусматривает создание глобальной системы лицензирования экспорта и импорта ОРВ, а также ужесточение графика сокращения производства и потребления метилбромида.
  3. Пекинская поправка 1999 г. Принята 34 странами. Ею введены меры регулирования поэтапного сокращения производства гидрохлорфторуглеродов, а также хлорфторуглеродов и галонов для удовлетворения потребностей развивающихся стран.

В целом, в соответствии с положениями Венской конвенции и Монреальского протокола и Лондонской поправки к нему Российской Федерации необходимо:

  • прекратить производство применяемых в качестве средств огнегашения галонов с 1 января 1994 г. и используемых в качестве хладагентов, пропеллентов, растворителей, вспенивателей и дезинфицирующих средств хлорфторуглеродов с 1 января 1996 г. Для справки: производство этих ОРВ в России прекращено 20 декабря 2000 г.;
  • запретить экспорт ОРВ в промышленно развитые страны и  в страны, не являющиеся Сторонами Монреальского протокола, а также импорт из этих стран с 1 января 1993 г. Для справки: экспорт и импорт ОРВ запрещены с 1 января 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации;
  • ежегодно вносить взносы в целевые фонды этих глобальных экологических соглашений (выполняется), а также в Многосторонний фонд Монреальского протокола (не выполняется, т.к. Российская Федерация сама является получателем международной финансовой помощи);
  • а также выполнить ряд других, менее значимых обязательств, касающихся, в частности, представления ежегодных отчетов по производству и потреблению ОРВ, предпринимаемых на национальном уровне мерах и т.д.

Длительное невыполнение какой-либо Стороной своих обязательств по Монреальскому протоколу может привести к приостановке ее членства в нем и применению санкций, предусматривающих, среди прочего, прекращение международной финансовой помощи и торговли ОРВ и содержащей их продукцией. В частности, наложение торговых санкций может оказать негативное влияние на осуществление международных перевозок (наземных, воздушных и морских), т.к. холодильные установки, системы пожаротушения и кондиционирования воздуха транспортных средств содержат те или иные виды ОРВ.

Вопрос о несоблюдении Российской Федерацией своих обязательств был включен в повестку дня XII Совещания Сторон Монреальского протокола на 12 декабря 2000 г. и его рассмотрение удалось снять благодаря подписанному 9 декабря 2000 г. Обращению Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова к Сторонам Венской конвенции и Монреальского протокола, в котором было подтверждено намерение России полностью прекратить производство ОРВ 20 декабря 2000 г. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2000 г. № 1000 на следующий день под контролем государственных инспекторов МПР России и российских экспертов международной консультационной фирмы, привлеченной для осуществления мониторинга, производство ОРВ было прекращено.

Следует отметить, что в силу известных обстоятельств 90-х гг.  Российская сторона осознанно выбрала путь задержки с выполнением обязательств по Монреальскому протоколу, что позволило выиграть время для смягчения социально-экономических последствий.

Проведенный экспертами МПР России предварительный анализ имеющихся в стране социально-экономических, материально-технических и финансовых возможностей показал, что после прекращения в 2000 г. производства ОРВ и экспортно-импортных операций с ними Российская Федерация в принципе может рассмотреть вопрос об одновременном присоединении к Копенгагенской, Монреальской и Пекинской поправкам к Монреальскому протоколу уже в ближайшем будущем. Разумеется, принятие такого решения потребует проведения детальной оценки возможных последствий, что нашло свое отражение в проектах протокольного решения и Плана действий по завершению остаточного потребления ОРВ в Российской Федерации в 2002-2005 гг. и выполнению обязательств, вытекающих из Венской конвенции и Монреальского протокола.

Выполнение международных обязательств, вытекающих из Венской конвенции и Монреальского протокола

В начале 90-х гг. Правительством Российской Федерации предпринимались попытки по выполнению страной обязательств в области охраны озонового слоя. Однако к 1995 г. стало очевидно, что из-за тяжелого социально-экономического положения в стране их реализация в полном объеме в предписанные Монреальским протоколом сроки невозможна. В связи с этим Председатель Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин в мае 1995 г. обратился к Сторонам Венской конвенции и Монреальского протокола с просьбой предоставить России отсрочку на четыре года в выполнении своих обязательств по Монреальскому протоколу и Лондонской поправке к нему.

Одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.95 № 526 Первоочередные меры по выполнению обязательств Российской Федерации по охране озонового слоя на 1995-1996 гг. (далее – Первоочередные меры) в условиях остродефицитного финансирования из средств федерального бюджета (менее 2 % от предусматривавшихся 2 трлн. рублей в ценах 1995 года) не были выполнены в полном объеме. Тем не менее удалось создать производство озонобезопасных веществ и продукции на ряде предприятий (ОАО «Галоген», г. Пермь, АООТ «Каустик» и ОАО «Химпром», г. Волгоград, ОАО «Хитон», г. Казань, ЗАО «Стинол», г. Липецк, и др.).

Дальнейшим этапом развития Первоочередных мер должна была стать федеральная целевая программа «Поэтапное сокращение производства и потребления ОРВ в Российской Федерации в 1998 - 2000 гг.» (далее - ФЦП), проект которой предусматривал перевод российской промышленности на озонобезопасные вещества и технологии, повышение конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках и др. В 1998 году была проведена ее государственная экологическая экспертиза.

В 1999 году ФЦП из-за отсутствия в федеральном бюджете средств (около 161,5 млн. рублей в ценах 1998 года, или 5,6 % от предусмотренных проектом ФЦП) была переработана и в соответствии с распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 26.11.99 № 1980-р приказом бывшего Госкомэкологии России от 30.12.99 № 814 была утверждена в виде перечня неотложных мероприятий по поэтапному сокращению производства и потребления ОРВ в Российской Федерации в 1999 - 2000 годах (далее - Перечень мероприятий). Во исполнение этого распоряжения территориальными органами бывшего Госкомэкологии России/МПР России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации был разработан комплекс мероприятий, направленных на исключение из производства и потребления ОРВ и переход на озонобезопасные вещества и технологии. Наличие Перечня мероприятий, представленного Сторонам Монреальского протокола и Глобальному экологическому фонду (далее – ГЭФ) в виде «Национального плана действий», позволило завершить подготовку Проекта «Специальная инициатива по прекращению производства ОРВ в Российской Федерации» и подписать соответствующее Соглашение с Международным банком реконструкции и развития (далее – МБРР) о гранте стран – доноров и ГЭФ в размере 26,2 млн. долларов США для его финансирования.

В связи с тем, что утверждение Перечня мероприятий состоялось в декабре 1999 г. и срок прекращения производства ОРВ был перенесен с 1 июля 2000 г. на 20 декабря 2000 г., его фактическая реализация началась в 2000 г. и продолжилась в 2001 г.

В результате предпринятых в рамках Перечня мероприятий предприятиями – производителями и потребителями ОРВ мер как за счет собственных средств, так и за счет средств безвозмездных грантов ГЭФ и 10 стран – доноров, Российская Федерация с 21.12.00 вернулась в режим соблюдения Монреальского протокола, что было официально подтверждено на XIII и XIV совещаниях Сторон Монреальского протокола, состоявшихся в октябре 2001 г. (г. Коломбо, Шри-Ланка) и в ноябре 2002 г. (г. Рим, Италия), соответственно.

В настоящее время имеется потенциальная возможность получения еще одного гранта ГЭФ для оказания безвозмездной помощи хозяйствующим субъектам по поэтапному сокращению производства и потребления переходных ОРВ. Об этом МПР России информировал Правительство Российской Федерации письмом от 16 ноября 2001 г. В соответствии с правилами ГЭФ Россия может претендовать на получение грантов при наличии соответствующей государственной программы или национального плана действий, а также принятия упоминавшихся ранее поправок к Монреальскому протоколу.

Наличие утвержденного на федеральном уровне Плана действий по завершению остаточного потребления ОРВ в Российской Федерации в 2002-2005 гг. и выполнению обязательств, вытекающих из Венской конвенции и Монреальского протокола, помимо решения указанной выше задачи будет способствовать завершению конверсии на озонобезопасные технологии производственных мощностей хозяйствующих субъектов, разработке и промышленному внедрению альтернативных веществ, а также созданию условия для планомерной реализации мероприятий по выполнению международных обязательств Российской Федерации в области охраны озонового слоя.

Срок реализации большинства мероприятий, предусмотренных Перечнем (т.е. до 01.01.06), определен исходя из предполагаемого истощения к этому времени созданных рядом предприятий – производителей ОРВ запасов (банков) ОРВ, завершением в 2003 г. инвестиционных подпроектов в рамках Проекта ГЭФ по поэтапному сокращению потребления ОРВ в Российской Федерации (далее – Проект ГЭФ) и Проекта «Специальная инициатива». По последнему проекту в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и МБРР мониторинг за прекращением производства ОРВ участвующими предприятиями будет осуществляться также до 01.01.06. При определении этого срока Межведомственной комиссией (далее – МВК) по охране озонового слоя исходила из имеющегося опыта по реализации предыдущих перечней мер и мероприятий (1995 г. и 1999 г.), когда 2-3 лет оказалось недостаточно для развертывания всего комплекса работ.

После прекращения производства ОРВ в стране российская экономика функционирует в принципиально новых условиях остаточного потребления хладонов и галонов из их ограниченных резервных запасов, а также необходимости ускоренной конверсии на озонобезопасные вещества и технологии жизненно важных для обеспечения здоровья населения и национальной безопасности  секторов экономики. Остаточное потребление ОРВ в Российской Федерации будет продолжаться еще несколько лет, поскольку экономические трудности не позволили своевременно и полностью осуществить предусмотренные Первоочередными мерами и Перечнем мероприятий работы. Помимо этого следует учитывать потребности действующего парка холодильного и противопожарного оборудования, который необходимо обеспечить хладонами и галонами, либо их альтернативными заменителями в объемах, достаточных для обеспечения бесперебойной работы на весь срок службы.

Для предотвращения преждевременного истощения созданных резервных запасов ОРВ и поддержания функционирования оборудования, ресурс эксплуатации которого не выработан, наиболее целесообразными в экономическом плане являются решение вопросов строгого государственного контроля расходования имеющихся запасов ОРВ и развитие системы центров сбора и регенерации ОРВ для их повторного использования.

Такие центры уже созданы для регенерации галонов на базе Российского научного центра «Прикладная химия», г. Санкт-Петербург, и ОАО «Галоген», г. Пермь. В рамках Проекта ГЭФ по поэтапному сокращению потребления ОРВ в Российской Федерации до конца текущего года предполагается оснастить современным технологическим оборудованием 24 региональных центра по регенерации хладонов (3 в Екатеринбурге, Кемерово и Пятигорске уже функционируют). Схема размещения этих центров представлена на рис. 1. В настоящее время с МБРР ведутся консультации об организации таких же центров еще в 10 регионах страны.

art_rb_03_2003_01.gif (13309 bytes)

В этой связи достаточно остро стоит задача скорейшей разработки и внедрения нормативно-правовой базы, регулирующей остаточное потребление ОРВ и поощряющей развитие системы сбора, регенерации и повторного использования хладонов и галонов, а также создающей экономические стимулы для повышения заинтересованности хозяйствующих субъектов в отказе от применения ОРВ.

Реализация международных проектов по сокращению производства и потребления ОРВ в Российской Федерации

Проект ГЭФ по поэтапному сокращению потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации (далее - Проект ГЭФ)

В 1996 г. Российской Федерации была предоставлена безвозмездная помощь для финансирования Проекта ГЭФ в рамках Соглашения между Российской Федерацией и МБРР о гранте в размере 41,2 млн. Специальных прав заимствования, что  на момент проведения переговоров с МБРР составляло 60,0 млн. долл. США. Его реализация осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1996 г. № 1130 «О подписании соглашений между Российской Федерацией и МБРР». Проект ГЭФ является крупнейшим в мире эколого-технологическим проектом, финансируемым ГЭФ.

Цель Проекта ГЭФ – оказание безвозмездной помощи Российской Федерации для облегчения возврата в режим соблюдения Монреальского протокола и Лондонской  поправки к нему путем предоставления средств для закупки современного озонобезопасного технологического оборудования и строительно-монтажных работ 40 крупнейшими предприятиями – потребителями ОРВ в секторах производства бытовых и медицинских  аэрозолей, бытового и торгового холодильного оборудования, строительных материалов, элементов рулевого управления и салонов автомобилей, а также сервисного обслуживания холодильной и противопожарной техники. Доля инвестиций в общем объеме Проекта ГЭФ составляет 92 %.

По состоянию на 1 июня 2002 г. освоено 76,54 % средств гранта. Предполагается, что Проект ГЭФ будет полностью завершен к 1 июля 2003 г.

Динамика освоения средств гранта в рамках Проекта ГЭФ представлена на рис. 2.

art_rb_03_2003_02.gif (9900 bytes)

Проект «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» (Проект «Специальная инициатива»)

После прекращения производства ОРВ с 1 января 1996 г. в развитых странах Российская Федерация стала обладательницей крупнейших в мире производственных мощностей в этой сфере. При этом их загрузка в конце 90-х годов снизилась вследствие прекращения экспорта в развитые страны и существенного сокращения потребления ОРВ в результате реализации Проекта ГЭФ, а также мероприятий по конверсии на озонобезопасные вещества и технологии, осуществленных рядом российских предприятий самостоятельно. Оценка мощностей по производству ОРВ в мире после 1 января 1996 г. изображена на рис. 3.

art_rb_03_2003_03.gif (5163 bytes)

С целью ликвидации возникшего дисбаланса между имеющимися в стране мощностями по производству ОРВ и их потреблением бывший Госкомэкологии России в 1996 г. совместно с МБРР приступил к подготовке Проекта «Специальная инициатива» для всех предприятий – производителей ОРВ. Размещение производства ОРВ в Российской Федерации изображено на рис. 4.

art_rb_03_2003_04.gif (5878 bytes)

Соглашение между Российской Федерацией и МБРР о гранте в размере 26,2 млн. долл. США для финансирования Проекта «Специальная инициатива» вступило в силу в феврале 2001 г. Инвестиционная часть проекта составляет 94 % от общего размера гранта.

Основные задачи Проекта «Специальная инициатива» тесно увязаны с реализацией экономических, социальных, природоохранных и научно-технических мер из упомянутого ранее Перечня мероприятий.         Главной целью осуществления этого проекта являлось оказание содействия окончательному прекращению производства ОРВ, перечисленных в приложениях А и Б к Монреальскому протоколу.

Уникальность Проекта «Специальная инициатива» заключается в том, что ни страны – доноры, ни МБРР не контролируют расходование предприятиями средств гранта. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 728 этот контроль возложен на Минпромнауки России и Минатом России.

По состоянию на 1 июня 2002 г. освоено 30 % средств гранта. Предполагается, что практическая стадия реализации Проекта «Специальная инициатива» завершится к 1 июля 2003 г.

Прямые результаты реализации Проекта ГЭФ и Проекта «Специальная инициатива»:

  • Выполнение международных обязательств Российской Федерации и возврат в режим соблюдения Монреальского протокола и Лондонской поправки к нему.
  • Снижение выбросов ОРВ в результате полного прекращения их производства на территории России с 20 декабря 2000 г., а также сокращение ежегодного потребления ОРВ в объеме 80 % (или 13,5 тыс. т.) от уровня 1996 года, когда было заключено Соглашение о гранте ГЭФ.
  • Внедрение современных экологически безопасных технологий. Все подготовленные в рамках Проекта ГЭФ подпроекты перед утверждением Наблюдательным советом российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды, ГЭФ и МБРР проходят обязательное согласование с экспертами Группы по оперативному озоновому ресурсу МБРР, которые оценивают приемлемость предлагаемых технологий и их эффективность с точки зрения рекомендаций ЮНЕП.
  • Повышение конкурентоспособности ряда секторов промышленности и восстановление утерянных с 1996 г. позиций на внутреннем и внешнем рынках в результате коренного обновления производственных фондов путем замены на современное устаревшего технологического оборудования.
  • Технологическая конверсия 7 предприятий – бывших производителей ОРВ на выпуск озонобезопасных веществ и продукции за счет средств безвозмездного гранта по Проекту «Специальная инициатива».
  • Обеспечение населения, торговли, промышленности и транспорта экологически безопасными изделиями отечественного производства (бытовые аэрозоли – 134,8 млн. шт. в год, медицинские аэрозоли – 4,8 млн. шт. в год, бытовые холодильники и морозильники - 213 тыс. шт. в год, рулевые колеса, подлокотники и дверные панели для обеспечения производства легковых автомобилей, торговые холодильники и морозильники – 100 тыс. шт. и т.д.).
  • Сохранение рабочих мест, существенное снижение себестоимости продукции и обеспечение нормального функционирования ряда секторов отечественной экономики в результате реализации подпроектов в рамках Проекта ГЭФ на:
    • Пяти из шести жизнеспособных предприятий сектора бытовых аэрозолей* (ОАО «Арнест», г. Невинномысск Ставропольского края, ОАО «Гармония», г. Москва, ОАО «Сибиар», г. Новосибирск, ВОАО «Химпром», г. Волгоград, ООО «ТиЛ», г. Пермь);
    • одном из двух предприятий сектора медицинских аэрозолей (ОАО «Алтайвитамины», г. Бийск);
    • двух крупнейших и наиболее жизнеспособных предприятиях сектора торгового холодильного оборудования (АНПО «Марихолодмаш», г. Йошкар-Ола и ОАО «Холодмаш», г. Ярославль);
    • одном жизнеспособном предприятии сектора бытового холодильного оборудования** (ОАО «Айсберг», г. Смоленск);
    • трех крупнейших и наиболее жизнеспособных предприятиях сектора производства неизоляционных пенопластов для автомобильной промышленности и строительной индустрии (ОАО «Пластик», г. Сызрань, ОАО «Стройдеталь», г. Москва, ОАО «Нелидовский завод пластмасс», Тверская обл.);
    • двадцати четырех наиболее жизнеспособных предприятиях сектора сервисного обслуживания холодильного оборудования, входящих в ассоциацию «Торгтехника» (от Калининграда до Петропавловска-Камчатского и Владивостока).
  • Улучшение платежного баланса страны за счет увеличения импортозамещения и отказа от закупок за рубежом озонобезопасного сырья и готовой продукции;
  • Увеличение регулярных поступлений в бюджеты всех уровней (федеральный, региональные и местные) практически от всех включенных в проекты ГЭФ и «Специальная инициатива» предприятий.
  • Ожидается, что каждый вложенный за счет средств грантов в реализацию подпроектов доллар США обеспечит прирост налогов и иных поступлений в размере не менее 3 долларов США в течение 5 лет после их реализации (за счет НДС, налога на прибыль, подоходного налога, экспортных таможенных пошлин и т.д.).

Резюме

  1. В ходе выполнения международных обязательств Российской Федерации в области охраны озонового слоя был приобретен положительный опыт по комплексному решению эколого-технологических задач в масштабах всей страны при минимальном привлечении средств федерального бюджета. В частности, он может быть использован в рамках подписанной в мае 2002 года Стокгольмской конвенции по стойким органическим загрязнителям.
  2. Освоены процедуры привлечения безвозмездных инвестиционных средств грантов международных финансовых организаций и стран – доноров в значительных объемах (около 90 млн. долларов США).
  3. С 21.12.00 Российская Федерация вернулась в режим соблюдения Монреальского протокола и Лондонской поправки к нему, за несоблюдение которых Россия подвергалась критике международного сообщества с января 1996 г.
  4. После прекращения производства ОРВ в стране с 21.12.00 российская экономика функционирует в принципиально новых условиях остаточного потребления ОРВ из их ограниченных запасов и необходимости конверсии на озонобезопасные вещества и технологии.

###

 

* ОАО «Хитон», г. Казань, осуществило конверсию на озонобезопасные технологии за счет собственных средств.

** ЗАО «Стинол», г. Липецк, осуществило конверсию на озонобезопасные технологии за счет собственных средств.

Целиков В.Н., И.О. директора Федерального центра геоэкологических систем Министерства природных ресурсов Российской Федерации, заместитель Председателя Межведомственной комиссии по охране озонового слоя, г. Москва

 

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»