В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Журнал
Публикации
П.О.
Подписка
Реклама
Контакты

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Первые шаги сделаны. Что дальше?"

Статья из журнала "ХБ" № 2/2005 г.

 

Так уж сложилось, что в последние годы центральные места в наших журналах занимали проблемы холодильной отрасли, связанные с безопасностью промышленных холодильных систем и с ратификацией Россией положений Монреальского протокола.

До сих пор материалам по каждой из этих двух тем уделялось отдельное внимание и не делалось попыток свести их в единое целое. Хотя понятно, что они имеют много точек пересечения: это и новые хладагенты, и переоснащение объектов современным оборудованием, и, главное, финансирование. Мы публиковали мнения ведущих специалистов, предлагавших конкретные шаги по изменению сложившегося положения дел. Но все складывалось истинно по-российски. С одной стороны - единодушное мнение чиновников и специалистов всех рангов о недопустимости сложившейся ситуации и необходимости принятия срочных мер по ее изменению, а с другой - практически полное отсутствие конкретных шагов, связанное с отсутствием финансирования.

Последний фактор, ставший в реальных российских условиях ключевым, особенно важен. И развитие событий это подтверждает.

Напомним, что ранее комплекс мероприятий по обеспечению выполнения Российской Федерацией международных обязательств по охране озонового слоя, вытекающих из Венской конвенции по охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, был утвержден постановлением правительства Российской Федерации № 526 от 24 мая 1995 года.

Этим постановлением предусматривалось финансирование работ по переводу промышленности на экологически безопасные рабочие вещества как за счет средств из федерального бюджета, так и самих предприятий.

Промышленные предприятия на собственные средства смогли выполнить только первоочередные технические мероприятия по переходу на альтернативные холодильные агенты, поставляемые по импорту.

Однако этого оказалось явно недостаточно без дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Отсутствие государственной поддержки не позволило развернуть проведение серьезных исследований и опытно-конструкторских работ с целью определения стратегии перехода на экологически безопасные технологии и выработать соответствующие технические решения в области компрессоростроения, аппаратостроения, взрывопожаробезопасности, энергоэффективности.

Вследствие этого крупные холодильники, овощехранилища и мясокомбинаты, как правило, оснащены морально и физически устаревшими холодильными установками, что вызывает серьезную озабоченность в связи с возрастанием опасности крупных техногенных катастроф. Об этом мы также неоднократно писали на страницах журнала, приводя не только тревожные высказывания специалистов, но и статистику происшествий, связанных с эксплуатацией устаревшего холодильного оборудования. Самым громким ЧП стал взрыв на московском хладокомбинате №14, не повлекший, к счастью, человеческих жертв, но создавший чрезвычайно опасную ситуацию из-за большого выброса аммиака в самых густонаселенных районах Москвы.

Но ведь используют искусственный холод не только названные выше объекты. Не в меньшей степени он применяется в химической, нефтехимической, пищевой, перерабатывающей, оборонной и некоторых других отраслях промышленности.

Ясно, что сложившаяся ситуация с финансированием тормозит развитие отечественной холодильной промышленности, ставя, в свою очередь, целый ряд отраслей в прямую зависимость от иностранного производства.

Но, похоже, ситуация начинает меняться в лучшую сторону. По крайней мере, появились первые результаты настойчивых усилий представителей холодильного сообщества. В правительстве РФ и в Государственной Думе готовятся соответствующие документы, которые, в случае их принятия, окажут положительное воздействие на описываемую ситуацию.

Как стало известно, Департаментом государственной политики в сфере охраны окружающей среды Минприроды России подготовлен "План действий по завершению остаточного потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации в 2005-2008 гг. и выполнению обязательств, вытекающих из Венской конвенции по охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой". Этот документ был разработан Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и на данный момент направлен в правительство Российской Федерации и Минфин России. Отметим, что планом предусмотрено, что финансирование входящих в него мероприятий будет осуществляться из различных источников, в том числе и из федерального бюджета. При этом федеральные органы исполнительной власти должны включать необходимые средства в бюджетную заявку на соответствующий год.

Согласитесь, что это уже немало. Дело лишь в принятии правительственного решения по этому вопросу и его неукоснительном выполнении. И хорошо, что сейчас не 1995-й, а 2005-й год, в том смысле, что решения государственных органов власти сегодня исполняются, а не откровенно игнорируются.

Вторым важным документом, затрагивающим проблемы безопасной эксплуатации, в том числе холодильного оборудования, стал внесенный на рассмотрение Государственной Думы РФ проект Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта".

Требования этого закона при его принятии затронут, в первую очередь, предприятия химической и нефтехимической промышленности, холодильной промышленности, гидротехнические сооружения, все виды транспорта и другие опасные отрасли промышленности.

Главной целью предлагаемого закона является обеспечение страхового покрытия возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций за счет внебюджетных средств.

Проект закона предполагает также определенную побудительную мотивацию владельцев опасных объектов осуществления мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций. Так, в расчете страховых тарифов учитывается снижение или повышение уровня безопасности объекта.

Однако проектом закона не предусмотрен механизм экономической поддержки превентивных мероприятий отраслевого характера.

В этой связи Союз предприятий холодильной промышленности совместно с Ассоциацией нефтепереработчиков и нефтехимиков, Ассоциацией "Холод-быт", Ассоциацией "Холодпром" и ОАО "ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ" направили в ряд заинтересованных органов государственной и исполнительной власти предложение внести в проект закона дополнения и изменения, предусматривающие возможность финансирования за счет части страховых взносов разработок и испытаний новой отечественной техники и технологий, материалов и строительных конструкций, внедрение которых обеспечивало бы существенное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера в соответствующих отраслях.

Предлагается, в частности, внести в рассматриваемый проект закона положение о консолидации части средств, полученных страховщиками в качестве страховой премии, в специальный, образуемый правительством Фонд превентивных мероприятий (РФПМ). Учредителями этого фонда могут быть МЧС РФ, Минтопэнерго РФ, МПР России, Ростехнадзор, Профессиональное объединение страховщиков, а также Торгово-промышленная палата РФ, которая будет представлять предприятия и организации.

Авторами дополнений к закону предлагается формировать Фонд превентивных мероприятий путем обязательного отчисления примерно 10% средств, полученных страховщиками в качестве страховой премии, на цели, изложенные выше. Кроме того, в РФПМ может быть направлено около 10% средств из резервного Фонда правительства РФ на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Решения об использовании средств РФПМ должны приниматься специализированными экспертными советами на основе государственных отраслевых программ развития. Состав экспертных советов может формироваться из представителей учредителей фонда, отраслевых союзов и ассоциаций, научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских организаций.

По мнению авторов обращения, создание такой системы позволит в современных экономических условиях активизировать разработку превентивных мероприятий и их внедрение, преодолеть имеющееся отставание отечественной науки и техники в вопросах безопасной эксплуатации технически опасных производств.

И трудно с таким мнением не согласиться. Нам же остается надеяться на принятие решений, которые пока находятся в коридорах власти на этапах согласования. Но появилась надежда, что не так уж все безнадежно, с точки зрения государственной поддержки холодильной отрасли. Просто кто-то должен был сделать первые шаги.

Естественно, что мы будем самым внимательным образом отслеживать эту тематику и оперативно доводить до читателей максимально полную информацию.

###

 

Статья подготовлена по материалам, предоставленным Э.А. Багиряном, секретарем подкомитета ТПП РФ по развитию холодильной промышленности, и А.Г. Кладием, "Союзхолодпром"

 

«МИР КЛИМАТА 2018»

«КлиматАкваТэкс 2018»

REFRIGERATION PORTAL