ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Опять своим путем?"

Статья из журнала "ХБ" № 1/2005 г.

 

(заметки о холодильных выставках 2004 года)

От нового года всегда ждешь много позитивного. По крайней мере, всегда присутствует надежда, что все то, что не получилось в ушедшем году, обязательно получится в наступившем. Или, по крайней мере, обозначатся предпосылки, говорящие об изменении ситуации в лучшую сторону.

Не стану повторять все проблемы, стоящие перед холодильной отраслью. Большинство из них подробно рассматривались на страницах журнала. И, кстати, решение многих сложных задач, пусть и медленно, но сдвигается с "мертвой точки".

Многих, но, к сожалению, не всех. Смело можно утверждать, что негативным итогом прошедшего года стало заметное снижение выставочной активности участников холодильного рынка.

Вот об этом и хотелось бы немного поразмышлять.

Констатируя факты

Сказать, что холодильное оборудование отсутствует на выставках, нельзя. Организаторы многих выставок, так или иначе связанных с продуктами питания, активно привлекают на свои экспозиции холодильные фирмы. И это логично, если не сказать закономерно. Известно же, что до 80% всех технологических процессов, связанных с производством, хранением, транспортировкой и, наконец, реализацией продуктов питания требуют использование холода. Да вот только по каким-то причинам в последнее время активность участия холодильных компаний в этих выставках заметно снижается. Особенно, если речь идет о региональных форумах. Там вообще присутствует ограниченное количество фирм. Несколько лучше, но не настолько, чтобы сказать хорошо, обстоит дело в промышленных центрах.

Мы в каждом номере журнала публикуем репортажи с многочисленных выставок. И в прошедшем году трудно вспомнить выставку, в отчете о которой не говорилось бы о снижении активности, как со стороны фирм-участников, так и посетителей. Названия материалов говорят сами за себя: "Все хорошо, только холода мало", "Весна на Украине началась с "холода"…..Так что итоги выставочного года для холодильной отрасли весьма неутешительны.

Если так дело пойдет дальше, то скоро потребители холодильного оборудования останутся без такого мощного механизма, как выставка. Конечно, что-то где-то будет, кто-то будет участвовать в определенных выставках… Но не будет главного - общей картины состояния холодильной промышленности в целом. И это - об отрасли, от которой на 80% зависит продовольственная безопасность страны. Кстати, вспомним: кто из руководителей заинтересованных министерств или ведомств целенаправленно посещал в последнее время холодильные выставки? Да, вспомнил. В.В. Жириновский открывал выставку "Мороженое и замороженные продукты". А где государственные высокопоставленные чиновники, от которых порой зависит принятие решений, в том числе, и о поддержке или развитии отдельных областей отечественной холодильной отрасли? Или у нас все так замечательно, что холодильной отрасли не нужны инвестиции, решения, принятые на государственном уровне, да и поддержка государства, наконец?

Но вернемся непосредственно к теме размышлений.

Так ли уж хорошо многообразие?

Выставок, на которых должно по определению присутствовать холодильное оборудование, достаточно много. Одно начало названий "Прод…." подразумевает холодильный раздел. Вот и получается, что фирмы "распыляются" в этом многообразии предложений. И кочуют они от выставки к выставке, выбирая ту, где, как им кажется, будет наибольший коммерческий успех. Только в Москве проводятся выставки "Мороженое и замороженные продукты", "Продтех" "Heat and Vent", "Еврохолод", "Холодильное оборудование", "Агропродмаш", "World Food", "Криогенэкспо".. Конечно, есть такой форум, как, например, "Агропродмаш", одно название которого стало уже брэндом. Авторитет этой выставки, невзирая ни на что, настолько высок, что она действительно является центральным событием года для холодильщиков. Но и на ней в 2004 году был заметен спад количества и участников, и посетителей. На менее престижных выставках это было еще заметнее.

А может, остановиться? Сделать одну - центральную холодильную выставку. Пример IKK - нам ни к чему? Вряд ли кто будет спорить с тем, что в Европе холодильный рынок менее структурирован, что производители и конечные потребители знают меньше друг о друге и меньше пользуются новейшими информационными технологиями. И, тем не менее, IKK ежегодно подтверждает свой статус. Или у нас, как всегда, свой, особый "российский" путь? Надеюсь, что нет. Выставочная деятельность в России на подъеме, фирм-организаторов выставок много, а вот число участников ограничено. При том, что это "удовольствие" недешево. И далеко не все компании имеют возможность участия в двух-трех выставках. Даже те уважаемые компании, которые достигли значительных высот в бизнесе. Завоевав себе надежную репутацию и раскрутив свою продукцию, они все чаще отказываются от участия в нескольких выставках. И их понять можно. Зачем тратить приличные суммы, чтобы, извините, "потусоваться" со своими коллегами, давними партнерами и старыми клиентами. В этом тоже есть логика.

Вывод напрашивается один - нужна единая специализированная выставка. Только в этом случае абсолютно все заинтересованные стороны смогут достигнуть максимальной эффективности от нее.

Но эта задачка - стратегическая, и решаться она будет, похоже, несколько лет.

Сейчас же порассуждаем о том, что еще могло повлиять на падение интереса к выставкам в прошлом году.

Дорогие "мелочи"

В основе основ любой деятельности лежит понятие эффективности. Понятно, что быстрой окупаемости от выставки ждать не приходится. Но есть общепринятый минимум услуг, которые организаторы просто обязаны предоставить участникам.

Оставим в стороне разговоры о большой стоимости квадратного метра экспозиции на некоторых московских выставочных площадках. Это отдельный и далеко не однозначный вопрос.

Поговорим об уровне сервиса, предоставляемого организаторами. Порой в погоне за прибылью на второй план отходят вопросы, которые косвенно, но влияют на мнение и участников, и гостей о выставке. Организаторами "забывается", что для достижения заявленных целей требуется не только реально собрать максимальное количество участников и посетителей, но и создать им условия для работы. А значит, дать действенную рекламу, обеспечить нормальную инфраструктуру работы, требуемый уровень сервиса и информационного обеспечения. Думаю, те сотрудники фирм, которые непосредственно отвечают за проведение выставки, приведут немало примеров, говорящих о том, скольких нервов им порой стоит добиться строго выполнения выставочной компанией принятых на себя обязательств. Да что далеко ходить! Весной, на выставке "Heat and Vent", сотруднику редакции потребовалось потратить массу времени на поиск места проведения заявленной организаторами конференции. Это притом, что место ее проведения было указано в объявлениях так "точно", что не "в курсе" этого были даже некоторые сотрудники фирмы-организатора. Аналогичный случай имел место на выставке в Сокольниках. Там даже никто не знал, что время проведения мероприятия было изменено. Вот такие "мелочи" могут сильно повлиять на имидж выставки в целом. Поймите правильно, это не обиды и не упреки. В конце концов, "накладки" бывают у всех, и никто от них не застрахован. Но такие случаи учащаются. А это уже "симптом".

В этом же ряду стоит упомянуть такие "второстепенные" вещи, как, например, транспортное обслуживание, парковка у выставочных центров, "интересные" цены в кафе и буфетах. Считается, наверное, что на выставку из регионов едут исключительно обеспеченные люди. Это высказывает большинство тех людей, ради которых и организуются выставки. Это мнение потребителей, которые приезжают на выставку для получения так необходимой в регионах информации. И коль уж зашла о них речь, нельзя не заметить вот что. Скажите, пожалуйста, как конечному потребителю из региона принять решение, куда ехать, на какую выставку? Да еще, если он живет и работает, ну, хотя бы, за пределами "Золотого Кольца". Поездка в Москву стоит немало. Все-таки, Москва твердо находится в пятерке самых дорогих городов мира. А бюджет любой организации ограничен. И далеко не все наши коллеги - холодильщики в регионах - могут позволить себе такие командировки 2-3 раза в год, хотя бы на основные выставки "Агропродмаш", "Продэкспо", "Холодильное оборудование". Вот и приходилось часто слышать в прошлом году: "Зря приехал. Надо было ехать на … А денег больше не выделят". Или: "Трудно по финансовым соображениям часто ездить в Москву на все выставки, чтобы увидеть то, что необходимо. Ведь все разрозненно".

Вот и получается, что ожидания от выставки не всегда совпадают с реальностью, начиная от заявленного количества участников и заканчивая уровнем сервиса. Так стоит ли удивляться спаду числа посетителей? Это при том, что интерес к холодильному оборудованию не уменьшается.

Это ничего не стоит

В ноябрьском и декабрьском номерах журнала за прошлый год мы публиковали большие материалы о прошедшей в октябре выставке IKK-2004. И в них попытались рассказать о некоторых особенностях проведения выставки. Сказать, что это - что-то новое - нельзя, но все-таки не все механизмы привлечения гостей активно используются нашими выставочными компаниями.

Без сомнения хорошо, когда участники демонстрируют новое оборудование, технологии, инструменты, комплектующие. Но есть перспективные направления, которые практически отсутствуют на выставочных площадках. Речь идет, к примеру, о малоаммиакоемких системах, энергосбережении, альтернативных источниках энергии, о системах, работающие на СО2… Где они были представлены в этом году? И кто из организаторов постарался привлечь на свои выставки фирмы, занимающиеся этими вопросами?

Не говоря уже о том, что на IKK постоянно проводятся различные мероприятия - от подведения итогов конкурсов за наиболее перспективные научные разработки до элементарных конкурсов профессионального мастерства. И как это все преподнесено! Мы же пока в этом отстаем. Похоже, основная задача организаторов российских выставок - привлечь требуемое количество участников для максимального заполнения выставочных площадей. А в суть проблем отрасли заглядывают немногие. В этом смысле положительно можно отозваться о выставочных компаниях "Мир Экспо" и "ИнтерЭкспо РСПП", которые, по крайней мере, делают такие попытки, привлекая к своей работе специалистов-холодильщиков.

Незаслуженно мало внимания уделяется и такому действенному механизму, как проведение в рамках выставки научно-технических конференций, семинаров, презентаций. Почему-то организаторы выставок этой форме работы уделяют все меньше и меньше внимания. А, между прочим, зря. Именно такая однодневная конференция очень сильно "подтянула" общее впечатление от выставки "Холодильное оборудование" в Крокус-Экспо (организатор "ИнтерЭкспо РСПП"). А вот на других выставках такого что-то не было давно. В лучшем случае, проводятся презентации фирм-участниц выставок. И еще одно подтверждение вышесказанному. Выставка - это только экспозиция. А Форум - это возможность обменяться опытом, мнениями, осветить проблемы и поговорить о возможных путях их решения. У нас же зачастую понятия подменяются. И "грешат" этим все. Так что, если уж называем выставку Форумом - давайте вместе обеспечим этот высокий статус.

И еще одно замечание. Одним из факторов, влияющих на снижение выставочной активности, называют Интернет. Более чем спорное мнение. Да, каждая фирма имеет свой интернет-сайт. Это правильно и нужно. Но загляните на сайты большинства холодильных компаний. В очень редких случаях вы узнаете о новинках оборудования. В основном, предлагается стандартный пакет: информация о фирме, ее возможностях, контакты, основной ассортимент предлагаемых услуг или имеющегося оборудования, прайс-листы и совсем редко - информация о новом продукте. Да и оперативность обновления сайтов оставляет желать лучшего. Сайт - это инструмент. В этой связи вспоминаются слова одного из героев замечательного фильма "Москва слезам не верит": "Через двадцать лет не будет ничего: ни газет, ни журналов…. Будет одно телевидение". Прошло два раза по двадцать лет с тех пор, как энтузиасты TV произносили такие слова. Бесспорно, телевидение играет важную роль. Но это лишь один из источников информации. Наверное, такая же судьба и у Интернета. Но ничто не заменит живого общения. Это выставки, господа!

P.S.

Мы - не специалисты в организации и проведении выставок. Но очень хочется, чтобы развивалась холодильная отрасль, развивался бизнес, развивались компании, и чтобы проблем с холодильным оборудованием стало меньше. И чтобы оно все было современным, хорошо и надежно работающим. А для этого нужна единая специализированная выставка, организуемая и проводимая при участии специалистов отрасли или под патронажем заинтересованных компаний. Нельзя допустить, чтобы холодильная отрасль "растворилась" во многих выставках, где зачастую холодильный раздел явно второстепенный.

Проблема назревает. Вам не кажется?

Между прочим, выставка IKK в Ганновере по занимаемым площадям выставочного комплекса - вторая. После всемирно известной книжной ярмарки. А за год там проводится несколько десятков международных выставок.

###

 

В.Ю. Симонов, гл. редактор журнала "Холодильный бизнес"

 

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции