ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Репортаж о выставке ANUGA'2001"

Статья из журнала "МиЗП" № 6/2001 г.

 

Ни для кого не секрет, что производство мороженого в России сегодня переживает далеко не самые лучшие времена. Объем производства продолжает снижаться, потребление мороженого остается на низком уровне.

Проблемы, с которыми сталкиваются российские производители сегодня с одной стороны, имеют национальную окраску, с другой же - являются общими для производителей во всем мире. С этой позиции  для нас, производителей, интересен опыт других стран и, прежде всего, Западной Европы.

Для ознакомления с опытом западных стран исполнительная дирекция Ассоциации российских производителей мороженого и замороженных продуктов организовала поездку для своих членов на всемирную выставку ANUGA 2001, которая прошла в г. Кельне, (Германия) с 13 по 17 октября. Это уже не первый опыт Ассоциации - в прошлом году была организована поездка на выставку Inercool’2000 (Германия, Дюссельдорф).

Масштабы самой выставки впечатляют. На общей выставочной площади в 250 тыс. кв. метров, где представлено более 6000 экспонентов из всех отраслей пищевой индустрии. В выставке участвовали экспоненты из 110 стран, в т.ч. из России – 36 фирм.

Специалистов Исполнительной дирекции прежде всего интересовали такие разделы как мороженое и замороженные продукты. Интерес к замороженным продуктам продиктован нашим новым статусом - Ассоциация «Российское мороженое», решением Московской регистрационной палаты от 5 ноября с.г., перерегистрирована в Ассоциацию российских производителей мороженого и замороженных продуктов «Мороженое и замороженные продукты России».

На выставке еще раз нашла подтверждение позиция Ассоциации, что мороженое и замороженные продукты - должны быть вместе. На выставке они были объединены в одну продуктовую группу и располагались в одном павильоне. Поэтому было крайне затруднительно отделить одних от других, особенно учитывая то, что многие производители мороженого являются одновременно и производителями замороженных продуктов.

На выставке производители мороженого были представлены 69 фирмами, а производители замороженных продукты - 227. Такое количество участников из различных стран позволило специалистам Ассоциации получить достоверные сведения о тенденциях рынков в Европе и в отдельных ее странах, познакомиться с опытом и различными товарными новинками в Европе.

Рынок мороженого Европы и, в частности, Германии.

Прежде всего хотелось бы сказать несколько слов о рынке Германии. Он представлен 13 производителями мороженого, крупнейшими из которых являются Unilever (Langnesse), Schöller, Dr. Oetker. Всего в отрасли в 2000 г. было занято около 4,5 тыс. человек. Объем произведенного мороженого в 2000 г. составил 500 млн. литров, оборот в отрасли – 4,0 млрд. немецких марок.

По единогласному мнению всех производителей мороженого ситуация на рынке Германии  в 2000 г. по сравнению с 1999 г. значительно ухудшилась (см. График 1. Источник: E.I.S. Eis Info Service).

Объем производства мороженого в 2000 г. уменьшился на 7% по сравнению с 1999 г., Соответственно, уменьшился и товарооборот в отрасли с 4,4 млрд. до 4,0 млрд. немецких марок. В 2001 г. ожидается дальнейшее снижение объемов

Среди причин такого падения г-н Зигфрид Мертен (Siegfried Mertern), коммерческий директор концерна «Северное молоко» (Nord Milsch), называет плохие погодные условия.

 

График 1

 

Снижается и потребление мороженого на душу населения. По данным Deutsches Tiefkuhlinstitut потребление мороженого на душу населения в Германии упало в 2000 г. на 4,8%, с 8,3 до 7,9 литров в год.

Рассматривая Европейский рынок, можно отметить, что в целом по Европе также наблюдается тенденция к снижению потребления мороженого (см. График 2. Источник: E.I.S. Eis Info Service). В странах с традиционно высоким потреблением мороженого (Швеция,  Ирландия, Германия, Дания, Великобритания) отмечается падение потребления мороженого на душу населения. Самое большое падение было отмечено в  Швеции (на 0,8 литра на человека), Нидерландах и Бельгии. Рост же наблюдался только в Италии, Швейцарии, Австрии, Греции и Португалии.

 

График 2

 

Производители по-разному отреагировали на эти негативные тенденции на рынке мороженого. Одни борются с падающим потреблением мороженого путем ввода новинок, красочной упаковки, повышения качества продукта, поиска новых каналов сбыта. Другие, например корпорация Nestle, пытаются оптимизировать свое производство через его укрупнение (слияние или поглощение).

Поскольку российские производители пытаются бороться с падающим спросом на мороженое в России посредством широкой рекламы: как отдельных брендов, так и мороженого как продукта вцелом, то рекламирование мороженого в Германии вызывает особый интерес.

Если брать отрасль пищевой промышленности и промышленность напитков в Германии, то самая большая доля средств, направляемых на рекламу - сегмент напитков (38%). На рекламу мороженого и замороженных продуктов приходится всего лишь 5% рекламного бюджета пищевой промышленности и промышленности напитков. (см. График 3. Источник: BVE).

 

График 3
   

 

Если взять только пищевую промышленность, то расходы на рекламу мороженого составят всего лишь 2,9%  рекламного бюджета пищевой промышленности в Германии в 2000 г. На графике 4 представлена динамика расходов на рекламу мороженого за последние несколько лет.

 

График 4

 

Как видно, на фоне все увеличивающего рекламного бюджета пищевой промышленности, расход денег на рекламу мороженого уменьшается. Доля средств, направляемых на рекламу мороженого, в общем обороте отрасли мороженого, составила 2,5% .

Специфика Европейского рынка мороженого в целом и немецкого, в частности, заключается в том, что он представлен несколькими крупнейшими мировыми производителями, такими как «Шоллер», «Нестле», «Юнилевер», которые контролируют более 65% рынка.

Германский рынок мороженого за 2000 г разделился между производителями следующим образом: (см. График 5).

 

График 5

 

Остальные же производители вынуждены бороться за узкие целевые группы, так как конкурировать с такими гигантами в их сегменте не представляется возможным. В связи с этим, в Европе можно встретить много оригинального мороженого, рассчитанного на узкие целевые группы (например, мороженое к праздникам и т.п.).

Реализация мороженого в Германии идет по следующим каналам:

· специализированная торговля (киоски, спорткомплексы, автозаправочные станции);
· продуктовые магазины, супермаркеты;
· доставка на дом (heimdienste);
· общественное питание.

Особенно развита сеть реализации мороженого через систему общественного питания - как специализированных кафе мороженого, так и просто кафе, баров, ресторанов.

Как показала выставка, все большую роль на рынке мороженого начинают играть весовое и непромышленное мороженое. Особенно популярны сегодня в Европе кафе-мороженое, где потребителю предоставляется широчайший выбор сортов мороженого, различных топпингов и наполнителей.

Как стало известно Исполнительной дирекции, международный концерн «Юнилевер» в 2001 г. уже установил в 12 странах Европы 5000 точек по продаже мягкого мороженого. На 2001 – 2002 гг. планируется установить до 30 тыс. точек по Европе и России.

Процесс производства мороженого все более приближается к конечному потребителю. На выставке было представлено оборудование, предназначенное для фризерования мороженого в самом кафе или лотке, для чего небольшой фризер совмещается с витриной.

В связи с этим широко практикуется производство жидких смесей для мороженого, которые уже содержат все основные компоненты. Выпускается широкая номенклатура топпингов в удобной для работы упаковке. В местах продаж смесь остается только залить во фризер. Смеси пакуются как в во флоу-пак, так и пюр-пак, срок хранения смесей – до 1 года при комнатной температуре. Использование таких смесей очень просто и удобно. Например, как нам стало известно из разговора с одним из производителей таких смесей, чтобы фризеровать смесь объемом 1 литр, необходимо затратить от 6 до 10 мин, при этом выход готового продукта составит 1,7 литра.

Такая приближенность производства мороженого, вплоть до выпекания вафель для рожка, дает потребителю уверенность, что он покупает настоящий, свежий продукт. Естественно, что вкус свежеприготовленного мягкого мороженого из фабричной жидкой смеси лучше, чем у закаленного мороженого. Плюс к этому есть возможность выбрать мороженое по вкусу. Все это играет положительную роль, т.к. в Европе продолжается тенденция к преимущественному потреблению только свежих и натуральных продуктов.

В связи с этим серьезные игроки рынка не допускают использование в мороженом растительных жиров, химических добавок. Эта позиция имеет для них принципиальное значение.

Много производится мороженого, направленного на узкую целевую группу. Особое внимание производители уделяют детям. По наблюдениям специалистов «Шоллера», аудиторию детей от 14 до 18 лет особо привлекает оригинальная упаковка мороженого. Так для детей производится мороженое в оригинальных упаковках с необычными свойствами, например, красящее язык, с жевательным мармеладом в качестве наполнителя, в виде мелких шариков, в игрушке-упаковке, имеющей форму героев популярных мультфильмов или комиксов.

Претерпевает изменение семейное мороженое и мультипаки. Так, сегодня начинают отказываться от картонной упаковки семейного мороженого, тортов и рулетов – в пользу пластиковых упаковок. Все чаще можно встретить весовое мороженое, упакованное в пластиковые коробки по 0,5 или 1 кг, уже содержащие топпинги в отдельной упаковке. Применяется также стеклянная упаковка в форме вазочек и креманок для порционного мороженого.

Продолжает уменьшаться и объем порции мороженого. Так «Шоллер» выпустил новый вид мороженого объемом 36 мл, который продается по 14 шт. в коробке, все они имеют различный вкус и покрыты разной глазурью.

 

Быстрозамороженные продукты.

На выставке были обширно представлены производители замороженных продуктов как из Германии, так и из других стран. Ассортимент заморозки был очень широк - от куриных крылышек до самых изысканный пирожных.

Рынок замороженных продуктов в Европе продолжает расти высокими темпами, несмотря на то, что остальные отрасли пищевой индустрии, скорее всего, стоят на месте.

 

График 6

 

На примере Германии можно проследить рост рынка замороженных продуктов за последние 10 лет (см. График 6. Источник: Deutsches Tiefkuhlinstitut e.V) по категориям.

Из графика видно, что по всем группам наблюдается рост. Самый большой - в категориях пицца, супы легкого приготовления и овощей.

За эти же десять лет рост потребления замороженных продуктов в Германии вырос в 2 раза, а за 30 лет -  в 8,5 раз. (см. График 7. Источник: Deutsches Tiefkuhlinstitut e.V) и составил 28,8 кг на душу населения в год в 2000г.

 

График 7

 

 

Однако Германия занимает далеко не первое место по потреблению замороженных продуктов. (см. График 8. Источник: Deutsches Tiefkuhlinstitut e.V). В Великобритании, например, этот показатель в 1,5 раза больше и составляет 47,6 кг на человека в год.

К сожалению, России еще далеко до таких показателей. По экспертной оценке одного из представителей компании ARDO, потребление замороженных продуктов в России составляет около 400 гр на душу населения в год.

 

График 8

 

Специалистами Ассоциации были отмечены определенные тенденции на рынке замороженных продуктов.

· Минимизация порций замороженных блюд, т.н. finger-food  (с палец). Все больше и больше производителей предлагает широкий ассортимент небольших порций замороженных продуктов, рассчитанных буквально на один укус.

· Набирают силу готовые замороженные блюда, которые необходимо только разогреть. В связи с этим снижется популярность полуфабрикатов, требующих готовки.

Все больше расширяется ассортимент заморозки. Теперь можно приготовить полноценный обед, начиная с супа и заканчивая изысканным десертом, используя только замороженные продукты.

Необходимо отметить, что по сравнению с россиянами, население Европы понимает превосходство замороженных продуктов над свежими, с позиции сохранения пищевой ценности. Так, по данным Deutsches Tiefkuhlinstitut e.V, среди опрошенных немцев 75% считают, что замороженные продукты по качеству лучше или не уступают свежим продуктам (см. График 9).

 

График 9

 

 

Здесь, в России, нам предстоит огромная работа по воспитанию культуры потребления замороженных продуктов.

В общем, задачи, стоящие перед отраслью замороженных продуктов, такие как: поднятие потребления замороженных продуктов, воспитание культуры их потребления, развитие собственного производства и уход от импорта замороженных продуктов, - это глобальные задачи пищевой индустрии России. Поэтому решать эти проблемы необходимо всем участникам рынка сообща, совместно с органами государственной власти.

В связи с этим, особо актуально появление в России отраслевого объединения - Ассоциации российских производителей мороженого и замороженных продуктов «Мороженое и замороженные продукты России», которая призвана решать эти задачи.

###

 

Э.А. Багирян

 

«VIV Russia 2017»

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кафедра «Техника низких температур»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции