ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Рынок мороженого - состояние и тенденции"

Статья из журнала "МиЗП" № 4/2001 г.

 

12 июля 2001 года Союз мороженщиков России (СМР) провел пресс-конференцию, посвященную первой годовщине своего образования. В работе конференции приняли участие руководители Союза и представители многочисленных средств массовой информации. Нише мы публикуем краткий обзор состояния и тенденций отечественного рынка мороженого, обнародованный Исполнительной дирекцией СМР.

Выпуск мороженого в России осуществляют около 300 предприятий. Наиболее крупной системой является ОАО «Росмясомолторг», в составе которого 73 хладокомбината выпускают эту продукцию. На их долю приходится около 70% российского мороженого. Кроме того, выпуском мороженого занимаются более 140 предприятий молочной промышленности и вновь созданных коммерческих предприятий. Имеющиеся мощности по объему производства продукции составляют около 800 тысяч тонн в год.

Наиболее крупными предприятиями являются ОАО «Айс-Фили», ООО «Нестле Жуковское мороженое», ОАО «Сервис-Холод», ОАО «Петрохолод», Липецкий, Белгородский, Новокузнецкий хладокомбинаты, ОАО «Пензахолод», Хладокомбинат №3 (Екатеринбург), АО «Холод» (Пятигорск), Компания «Метелица».

В последние годы заметно обновился и расширился ассортимент выпускаемого мороженого, улучшается его качество, меняется внешний вид, усложняется структура. Если в начале 90-х годов более 60% составляло мороженое в вафельных и бумажных стаканчиках, около 30% - брикеты на вафлях, то в середине 90-х более половины предприятий начали выпускать глазированное мороженое, мороженое в вафельных факелах, рожках и конусах. Раньше такая продукция выпускалась только московскими предприятиями.

В числе основных проблем, которые негативно сказываются на объемах реализации, является снижение покупательской способности населения. Кроме того, мороженое уступает свои позиции на рынке параллельному ассортименту товаров, таким как шоколад, пиво, прохладительные напитки. К этому надо добавить агрессивную рекламную кампанию этих видов продукции.

К сожалению, мороженое еще не стало у нас повседневным десертом. Его потребление на душу населения составляет немногим более 2 килограммов в год. А по отдельным регионам еще меньше.

На московском рынке спрос на мороженое после кризиса упал незначительно и сейчас практически стабилизировался. Учитывая, что Москва представляет собой крупнейший мегаполис численностью населения около 11 млн. человек, а также более высокий средний уровень заработной платы, московский рынок остается весьма привлекательным.

Однако ожидать быстрого роста товарооборота вряд ли следует, так как рост реальных доходов населения отстает от уровня товарооборота мороженого на рынке.

Можно рассчитывать, что вместе с тенденцией улучшения жизненного уровня населения будут возрастать и объемы продаж мороженого.

По данным Госкомстата объем производства мороженого составил в 2000 году 338 тысяч тонн. Для сравнения – это на 3,5% ниже, чем в 1999 году.

Начало года, первые четыре месяца, по сравнению с 2000 годом, по показателям выпуска мороженого оказались ниже на 6%. Май оказался более продуктивным.

В результате за пять месяцев, по данным Госкомстата, объем производства мороженого, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 99,5%.

По регионам эти данные выглядят следующим образом*:

Центральный федеральный округ 96%
Северо-Западный федеральный округ 136,6%
Южный федеральный округ 86,2%
Приволжский федеральный округ 101,1%
Сибирский федеральный округ 101,7%
Уральский федеральный округ 83,9%
Дальневосточный федеральный округ 116,4%
Всего за пять месяцев текущего года выпущено 124869 тонн мороженого.

* Полный вариант таблицы смотри в рубрике "Статистика" данного номера.

Основными факторами, повлиявшими на приведенные показатели, являются плохие погодные условия, в частности, на Урале, и уровень платежеспособности населения.

В последние годы на рынке происходит усиление влияния отечественных производителей, снижение доли импорта мороженого. Поставки мороженого из-за рубежа за последние три года сократились более чем в пять раз и составляют менее 2% общего объема реализации. Некоторые зарубежные компании, осваивающие российский рынок, организовали собственное производство, став отечественными товаропроизводителями. Среди них «Нестле», «Баскин-Роббинс», «Марс». Другие, а к ним относятся «Валио», «Юнилевер» (Альгида), либо приостановили продажу мороженого, или просто ушли с рынка.

Остановимся на предпочтениях и уровнях узнаваемости марок мороженого среди потребителей. Наибольшим спросом пользуются эскимо и пломбир.

Наиболее узнаваемыми отечественными марками являются «Лакомка», «Морозко», «Ленинградское». Доля лояльных потребителей распеределяется следующим образом:

"Морозко" 53,4%
"Ленинградское" 46,3%
"Лакомка" 45%

По имеющимся данным исследований более 70% потребителей мороженого в Москве предпочитают продукцию московских предприятий. Около половины ориентируется на мороженое «Нестле Жуковское».

В тоже время надо иметь ввиду, что на московском рынке 60-70% реализуемого мороженого привозится из регионов. В силу объективных причин (рабочая сила, энергоресурсы, сырье, налогообложение) оно дешевле. Поэтому, даже несмотря на затраты по доставке, региональное мороженое является конкурентоспособным.

В целом по России покупки мороженого характеризуются следующими цифрами:

Объем разовой покупки
Одна упаковка 63%
Две упаковки 27%
Три и более 10%

По стоимости покупки
До 6 рублей за порцию 38%
От 6 до 10 рублей за порцию 40%
От 10 рублей и выше 22%

Потребление мороженого в Москве характеризуется следующими параметрами: покупается одна упаковка (вафельный стаканчик, эскимо или брикет) один или два раза в неделю по цене от 6 до 10 рублей за порцию.

Говоря о частоте покупок, можно отметить следующее:

Каждый день потребляют мороженое 2,5%
Несколько раз в неделю 15,7%
Один раз в неделю 18,7%
2-3 раза в месяц 32,2%
Один раз в месяц и реже 30,8%

Таким образом, основная масса населения потребляет мороженое не более 1-3 раз в месяц.

Предпочтение по упаковке мороженого: лидирует эскимо и стаканчик, за ним следуют рожки и батончики. Для 11% потребителей упаковка значения не имеет. Пластиковые коробки привлекают лишь 5% потребителей.

Объем потребления мороженого характеризуются следующими: в Москве – около 4 кг, по России – 2,2 кг.

Среди потребителей мороженого основную часть составляет население, имеющее средний и низкий доход. Таким образом, лояльная цена отечественного мороженого позитивно влияет на решение о его приобретении.

Распределение покупателей по возрасту выглядит следующим образом:

Возраст покупателя % от общего объема
до 20 лет 25%
20-29 лет 17%
30-39 лет 23%
40-49 лет 22%
50-59 лет 7%
старше 60 лет 6%

По данным КОМКОН в 2000 году московские дети тратили на мороженое 1,2 доллара в неделю, в то время как английские подростки в 7,5 раза больше.

Среди целевой аудитории, которой является молодежь, распространено не домашнее, а индивидуальное потребление мороженого. Молодые люди в основном едят мороженое по дороге, на улице. Мороженое – предмет импульсивной покупки. Около 60% покупателей принимают решение о покупке в тот момент, когда в их поле зрения попадает киоск или лоток с мороженым.

Рекламные затраты в 2000 году на телевидение, по данным Gallup AdFact, по основным рекламодателям распределились следующим образом: «Альгида» – 76,5%, «Талосто» – 12,4%, «Волшебный фонарь» – 7,6%, «Сервис-Холод» – 2,3%, «Баскин Роббинс» – 1,2%.

###

 

При подготовке материала использованы данные исследований, проведенных компаниями Gallup AdFact, ИТКОР, КОМКОН-ВЕКТОР.

 

«VIV Russia 2017»

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кафедра «Техника низких температур»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции