В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Журнал
Публикации
П.О.
Подписка
Реклама
Контакты

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"О новом ГОСТе на мороженое"

Статья из журнала "МиЗП" № 3/2001 г.

 

Ни для кого не секрет, что за последние годы качество мороженого, выпускаемого отечественными предприятиями, заметно упало. Причина тому - отсутствие стандарта на мороженое, и его скорейшее создание и внедрение является одной из важнейших задач, поставленных на первом съезде Союза мороженщиков. Вольный или невольный обман потребителя, покупающего продукт под названием “мороженое” и остающегося разочарованным, приводит к сокращению рынка и уходу наших покупателей в секторы товаров-заменителей, таких как кондитерские изделия, заклейменное всеми нами пиво, жвачки и прохладительные напитки.

Другая проблема, - это реализация качественного мороженого.

Фабрика мороженого “АльтерВЕСТ” с момента основания выпускает под своей торговой маркой мороженое без каких-либо растительных заменителей сливочного жира и молочного белка, что приводит к несколько более высокой себестоимости конечной продукции. Торговые организации при выборе ассортимента прежде всего смотрят на цену, если внешние свойства товара существенно не отличаются. Убедить их и конечного потребителя в уникальности нашего торгового предложения не просто, ибо надпись на задней стороне этикетки в большинстве случаев непонятна нормальному человеку, и регулирует по сути дела отношения производителя и торговых инспекций. Поэтому производить настоящее, классическое мороженое сейчас не слишком выгодно, и мы с нетерпением ждем скорейшего введения новых стандартов, четко отделяющих такое мороженое  от суррогатов. И наша позиция, неоднократно озвученная, остается максималистской, - мы хотели бы видеть на лицевой стороне этикетки четкое указание на класс продукта, понятное конечному потребителю.

Работа над проектом ГОСТа ведется коллективом ученых и специалистов ВНИХИ. Представителям нашего предприятия посчастливилось ознакомиться с проектом нового ГОСТа. Каково же было наше удивление, смешанное с чувством разочарования, когда мы в части “Термины и определения” обнаружили шестьдесят восемь терминов, причем “классическое” мороженое, изготовленное из молочных жиров и молочных белков, имеет №31! Естественно, при столь великом разнообразии способов произвести мороженое это самое “классическое” неизбежно потеряется в массе “сливочно-растительных”, “растительно-сливочных”, “жиро-сливочных”, “с гидрогенизированным (переэтерифицированным) жиром” и т.п. Мороженое с растительными жировыми заменителями называется “нормальным”. Из названия никак не следует, что оно хуже “классического”, хотя уж точно дешевле. При этом в длинном перечне не удается проследить какую-либо систему, например, наряду с “мороженое пломбир” в нем присутствует “закаленное мороженое”, и алфавитного порядка также не наблюдается, что могло бы быть оправданием для задвигания настоящего, т.е. “классического” мороженого на непочетную позицию. Конечно, это всего лишь термины, которые далее будут употребляться в Классификации. Но эти термины неизбежно попадут и в надписи на этикетках, и в сертификаты на продукцию. Что это, - просто академичность? Или есть какие-то дополнительные мотивы?

А что же в Классификаторе? Читаем в группе I довольно расплывчатое словосочетание: “мороженое с молочным жиром и/или молочным белком”, при этом идет ссылка на т.н. Codex Alimentarius, будто принятый за основу, и в сравнительной таблице записана фраза будто из Кодекса: “наличие молочного жира и молочного белка”. Однако если открыть упомянутый Кодекс, то в разделе 3.3.1. для первой группы мороженого читаем: “... изготовленные исключительно из молочного жира и молочного белка”. Мелкая неточность?

Далее, в части микробиологической. Стандарт, описанный в Codex Alimentarius, несколько жестче, чем используемый сейчас (СанПин 2.3.2 560-96(2)) и предлагаемый к внесению в новый ГОСТ. Видимо, имеется в виду, что большинство отечественных производителей просто не смогут выполнить Codex Alimentarius и вынуждены будут закрыться? А если предприятие добилось у себя более высоких стандартов чистоты, его продукция будет как-то выделена? Например, несколько производителей, в том числе и “АльтерВЕСТ”, выпускают мороженое с общим микробным числом не более 10000/г, что требует немало усилий, жесткой санитарной дисциплины, дорогостоящих постоянных исследований и анализов. Почему бы не отметить качество этой продукции в Классификаторе?

Далее, в ГОСТе вообще, надо сказать, весьма слабо отражен вопрос о качестве продукта. Внешний вид, органолептические показатели - все это также определяет качество. Очевидно, что на оборудовании разного класса получается обычно и разный результат. И технологическое преимущество, которое имеют производители, сделавшие серьезные инвестиции, должно быть реализовано в продукте, и доведено до сведения потребителей. Наконец, комбинацию состава, внешнего вида, вкуса и прочих параметров, выделяющихся из массы рядовых продуктов, на западе традиционно называют понятием “Премиум”. У нас подобные продукты именовались “Экстра”, “Высший сорт”. Многим из нас хотелось бы выпускать подобный товар, но нет такого термина, и не будет - это понятно потребителю. И кто из отечественных производителей, не имеющих огромного рекламного бюджета, способен массово продвинуть на рынок товар вдвое дороже аналогов? А ведь указание на особое качество является именно такой рекламой. И кто решиться использовать настоящий шоколад в глазури, закупать дорогое оборудование без гарантии, что товар окажется востребованным? Дайте возможность, товарищи ученые, рекламировать свой особо качественный продукт понятной потребителю надписью на этикетке! К слову сказать, никто из нас, отечественных производителей, не может сейчас заявить, что он выпускает продукцию класса “Премиум”. Возможно, «АльтерВЕСТ» и попробует рискнуть, ведь есть рынок для такого продукта, и этот рынок снова начинает заполняться импортом. Но дайте шанс на успех!

После этих отдельных замечаний хочется поднять более общий вопрос: для чего разрабатывается стандарт? Чтобы радикально улучшить качество отечественной продукции, увеличить потребление мороженого в стране и сделать выгодным производство качественной продукции? Или для того, чтобы зафиксировать сегодняшнюю ситуацию? Естественно, не всем хочется, чтобы чья-то продукция официально признавалась лучше, и будут попытки со стороны уважаемых и маститых производителей мороженого лоббировать процесс раздачи этих ярлыков. Но, во-первых, они уже зарекомендовали себя на рынке, и только потому и стали уважаемыми, а во-вторых, лучше пусть доказывают свою маститость Государству в лице его уполномоченных органов, вместо того чтобы в своем регионе натравливать свою, родную, торговую инспекцию на конкурентов, и развешивать ярлыки по собственному усмотрению. Примеры последнего, думаю, большинству наших коллег известны.

Следующий вопрос: кто заинтересован в содержании этого документа? Стандарт не может быть полностью академичным, он в современных условиях обязательно повлияет на чей-то бизнес. Например, на бизнес поставщиков жировых заменителей. Посредством этого документа можно, например, уменьшить импорт кокосовых и пальмоядровых жиров и увеличить производство сливочного масла.

Уважаемые господа, часто ли вам за последнее время попадалось настоящее сливочное масло? Скорее всего, редко. Сплошь и рядом под видом масла предлагается нечто, произведенное из импортного жира. Сами предлагающие, обычно высокого роста, крепкие и коротко стриженные, называют такое масло “бодяжным”, и уверяют, что другого в стране нет. А ведь у нас, как известно, “крокодил не ловится, не растет кокос”. Зато, если судить по состоянию молочной промышленности, есть чрезвычайно мощное кокосовое лобби, связанное с рядом крупных компаний из Северной Европы. Молочная промышленность страны по сути, поставлена на колени. Эту ситуацию должен поменять ГОСТ на молочные продукты, в проекте которого, к сожалению, снова употребляются “молокосодержащие продукты”.  Но мы с Вами, коллеги, можем со своей стороны увеличить спрос на настоящее (не “бодяжное”) масло, если наш ГОСТ на мороженое будет принят в должном виде. Не хочется призывать к патриотизму, но мы можем только предполагать, кому это выгодно, когда в Классификаторе мороженого будут подробно описаны способы использования растительных жиров, а “классическое” мороженое, (т.е. настоящее), компоненты для которого  производятся у нас в стране, является просто одним из многих. А если это выгодно чужим дядям, то скорее всего не выгодно нам. И разработчики ГОСТа, столь тщательно фиксируя сегодняшнюю ситуацию, невольно становятся  помощниками тех, кто сажает нашу отрасль на «пальмовую иглу».

Имеются в Проекте и вовсе нелепицы. Зачем называть “Десертом” мороженое с содержанием орехов или изюма?  Может, так попросил Комитет по налогам и сборам, намеревающийся  собирать 20% НДС на все, что называется «десертом»? Так ведь каждый второй вафельный стаканчик оказывается десертом! Зачем это?

Уважаемые ученые, несомненно, вы проделали гигантскую работу, но пришла пора подключить к ней тех, кому в будущем предстоит руководствоваться этими документами, а именно производителей мороженого.

Слезаем, товарищи, с пальмы на нашу грешную землю, по которой еще бродят последние коровы, которых в скором времени останется меньше, чем уссурийских тигров. Предлагаю вместе подумать, чего именно мы хотим от нового ГОСТа.

###

 

О. Коваленко, вице-президент по маркетингу и развитию группы компании “АльтерВЕСТ”

 

От редакции. Уважаемые читатели, на наш взгляд, в этой статье затронуты серьезные вопросы. Нам бы очень хотелось узнать ваше мнение по поводу проблем, сформулированных Олегом Владимировичем.

Приглашаем вас ознакомиться с текстом проекта ГОСТа:

 

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»