ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Лекарство… не только от скуки!"

Статья из журнала "МиЗП" № 6/2007 г.

 

Новую книгу «Лекарство от скуки, или ИСТОРИЯ МОРОЖЕНОГО» внимательно прочел наш корреспондент Валерий Василевский.

В прошлом году в Москве была опубликована книга «О мороженом все и даже больше». Наша редакция сообщала об этом. Заглавию верилось, потому что один из авторов – А.Г. Кладий, человек, посвятивший мороженому всю жизнь, хорошо известный в отрасли, академик Международной академии холода, автор сотен статей и десятка книг (сейчас, между прочим, готовит к изданию энциклопедию, посвященную мороженому). И книга, написанная в соавторстве с Е.Б. Бернарскони, действительно порадовала читателей самыми разнообразными сведениями из мира мороженого…

А недавно выяснилось, что о мороженом написано еще далеко не все, московское издательство «Новое литературное обозрение» выпустило в свет новинку – «Лекарство от скуки, или ИСТОРИЯ МОРОЖЕНОГО» (сохраняем авторскую пунктуацию). Читать ее интересно. Петербургский историк и литератор И.Богданов сумел удивить даже знатоков (в том числе и Кладия) подбором массы интереснейших фактов, сведений, ссылками на десятки знаменитейших фамилий. Он прослеживает историю популярного лакомства с III тысячелетия до нашей эры, когда в Древнем Китае начали готовить замороженные десерты. Читатели узнают, что замороженные десерты любил еще царь Соломон, что о мороженом упоминали еще «отец медицины» Гиппократ, историк и писатель Ксенофонт, какое мороженое ел император Нерон, какие десерты подавали на свадьбе Екатерины Медичи, как эскимо завоевало Америку…

Автор умело раскрывает перед читателями сложную интригу постепенного путешествия мороженого из Китая в Италию, а затем во Францию, Англию и Германию, на что понадобились века. Знакомит с изобретателями-поварами, например, флорентийцем Джакомо Джильери, долгое время служившим у багдадского калифа, а затем подарившего родному городу рецепт нежнейшего разноцветного sorbetto - охлажденного фруктового сока с различными добавками. Рассказывает как Жерару Тиссену, повару Генриетты Марии (внучки Екатерины Медичи), вышедшей замуж за английского короля Карла I, пригрозили смертной казнью за разглашение тайны изготовления мороженого. (В 1649 году Тиссен все же вернулся из Лондона во Францию и продал-таки секрет своего лучшего мороженого под названием «ледяная неаполитанка» в одно из парижских кафе… В том же году он придумал оригинальный рецепт замороженного ванильного крема - из молока и сливок)…

Конечно, автор уделяет большое внимание и мороженому в Америке, первое упоминание о нем в этой стране относится к 1744 году, а первая реклама – к 1777 году! Книга сообщает о том, что первый президент США Джордж Вашингтон был большим любителем мороженого… Массовое потребление этого лакомства в США началось с того, что у фермера Джекоба Фассела из Балтимора (штат Пенсильвания) постоянно летом оставались излишки сливок. Впрочем, и у других фермеров тоже, но он первым понял, как это можно использовать. Зимой 1851-1852 гг. он построил небольшой завод по производству мороженого, а в 1863 году открыл первый в Нью-Йорке магазин по его продаже…

Читатели могут найти в этой книге очень много сведений обо всем, что объединяет мир под названием МОРОЖЕНОЕ: о столовых приборах, фарфоровой посуде, вафлях, «ледяном короле мира», различном оборудовании и его изобретателях, рекламе, первом холодильнике, автоматах по продаже эскимо (кстати, об истории возникновения слова «эскимо»), разнообразных сортах мороженого, рок-группе и кинофильмах, прославляющих этот продукт, и многое-многое другое…

Побывают читатели вместе с автором и в Сибири, где в далекие времена весьма распространено было замороженное молоко, которое можно считать прародителем нашего десерта, он стал набирать популярность в России со времен Екатерины II. В 1791 году в Москве вышла в переводе с французского «Новейшая и полная поваренная книга» с рецептами приготовления мороженого из сливок, шоколада, лимонов, апельсинов, смородины, малины, вишни, клюквы и яичных белков. Целая глава в этой книге так и называется: «Делать всякое мороженое». И на Руси научились его делать! Автор приводит тому примеры, ссылается на Г. Державина, А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Соллогуба, И. Тургенева, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Булгарина, В. Панаева, В. Даля, Ф. Достоевского, А. Чехова, К. Паустовского, многих других…

Испанский дипломат Хуан Валера в 1856 году писал: - Мороженое здесь отменное. Перенятое у неаполитанцев мастерство, как в Париже, но доведенное до такой степени утонченности, что ни у Тортони, ни в кафе «Европа» не делают мороженое подобно этому.

И.Богданов проделал огромную работу. Прослеживается история развития продукта от кустарного его промысла до промышленного производства и дальше – до нашего времени. Факты – самые разнообразные.

Читателям, привыкшим, например, лакомиться мороженым на ходу, интересно будет узнать, цитирую: - Для того, чтобы съесть мороженое, петербуржцы (а потом и жители других городов) отправлялись в ХIХ веке в кофейню или кондитерскую, ибо лакомиться им прямо на улице почиталось неприличным.

Узнайте еще, что мороженое ели… из рюмок. «Рюмка в три глотка стоит ни мало ни много две серебряных копейки. Для извозчика, конечно, это дорого…». Или посмотрите на стр.73 рецепт мороженого из черного хлеба, а на стр. 83-84 еще один, царского, под названием «Романов» - специально для Николая II…

Интересное, увлекательное чтение… Тем обиднее, что книга грешит рядом неточностей. Начнем с того, что после заголовка идет на всю страницу сообщение: «75-летию российского мороженого посвящается». Пропущено слово «промышленного». Конечно, это не авторская ошибка, а редакторская, поскольку И. Богданов в книге пишет, что в 1932 году началось промышленное производство мороженого.

Если перелистывать книгу далее, то на стр. 15 технологи-мороженщики с ужасом узнают, что их любимый продукт «нагревается до плюс 860 градусов по Цельсию и охлаждается до минус 180 градусов». Конечно, редакторы пропустили здесь лишние нули.

Не хочется придираться, но фруктовое мороженое на палочке все-таки по-английски (да и в Америке) произносится «попсайкл», а не «попсикл» (стр.43). А одно из главных устройств для приготовления мороженого – фризер, а не фрезер (стр.93). Встречаются в книге и другие редакторские ошибки…

Но внимательный читатель может предъявить претензии и автору. На стр. 76 читаем: - Все мороженщики в Москве были тверянами, тогда как в Питере это были преимущественно ярославцы…

С удовольствием и интересом читаем рассказ о том, что мужичок носит на голове огромный ушат, наполненный льдом, который весит пуда три, да покрикивает: мороженое хорошо-с… Добираемся до стр.90 и читаем:- Любопытно, что почти все мороженщики в Петрограде были тверскими крестьянами… - Чему верить?

И уж совсем запутался автор в статистических данных. (Или доверился какому-то неизвестному источнику?). Так, на стр. 130 он сообщает, что завод в Волхове группы компаний «Талосто» выпускал в 1999 году около 2 тысяч тонн мороженого ежемесячно. Скорее всего, это и было один месяц в году, а не ежемесячно. Производим простой подсчет: 2 тыс. тонн умножаем на 12, получаем 24 тыс. тонн. А «Талосто» в 1999 году произвело в два раза меньше… Далее добавляется, что завод в Волхове – крупнейший в России. Интересно узнать, по каким показателям?

На стр.135 сообщается, что «15,5% - такова доля на российском рынке мороженого группы компаний «Талосто», которой в 2007 году исполнилось 15 лет». Опять считаем. В прошлом году общее производство мороженого в стране (по данным Союза мороженщиков РФ) составило примерно 415 тысяч тонн. Значит, «Талосто» производит около 65 тысяч тонн мороженого? Данные И.Богданова завышены почти в два раза!

Хочется процитировать и еще более удивительные сведения, найденные на этой же странице: «В Питере съедают в год в три раза больше мороженого, чем во всей остальной стране».

Вы не ужаснулись, дорогие читатели? Не пугайтесь, просто автор или редактор хотели сказать, что в три раза больше, если подсчитать потребление каждым жителем. Но и это подлежит большому сомнению. Автор приводит такие сведения: «Если средний житель Москвы в 2003 году съедал 2,5 кг мороженого в год (кстати, откуда такие сведения? Это данные по стране. И то неправильные: не трудно поделить 400 тысяч тонн на 140 миллионов человек, получим приблизительно 2,8 кг. А каждый москвич съедает гораздо больше), то петербуржец - около восьми килограммов». Один телефонный звонок в «Талосто» позволил бы автору получить справку, что по данным этой компании средний петербуржец съедает всего 3,9 кг мороженого в год.

Есть и еще одно преувеличение. На стр. 129 читаем: «В 1938 году на московском Хладокомбинате №8 введена в эксплуатацию первая в СССР и вторая в мире фабрика по выработке мороженого промышленным способом». Значит, за год до этого была только одна фабрика в мире? Только в США их в то время был уже не один десяток. Ведь на стр. 98 сам автор сообщает словами А.Микояна, что в США в то время изготавливали 600 тысяч тонн мороженого в год, в полтора раза больше, чем сейчас в России. И что – все это на одной фабрике?

С арифметикой у автора, кажется, дружбы нет. Это доказывает еще одна цитата. «Еще в 1997 году «Айс-Фили» был крупнейшим производителем мороженого в России (24 тысячи тонн – половина всего московского мороженого или около 20% по всей стране)». Снова считаем: если 24 тысячи тонн это 20%, то весь объем мороженого в стране – 120 тыс. тонн. Маловато. В 1997 году было выпущено 252681 тонн мороженого.

На странице 144 автором приведены данные выпуска мороженого, поражающие воображение специалистов: «…в 1998 - 340 тысяч, в 1999 - 380, в 2000 - 418, в 2001 - 450 тысяч, в 2003 – производство мороженого перевалило за 500 тысяч тонн». Интересно, откуда эти данные?

Союз мороженщиков России на ежегодном форуме сообщает иные сведения. Не буду корректировать все приведенные числа. Достаточно сказать, что лишь в 2005 году объем производства перевалил за 400 тысяч тонн, а до 500 тысяч тонн еще добираться и добираться.

И еще одна цитата вызовет недоумение. «Союз мороженщиков … с мая 2001 года активно приступил к рекламе своей продукции». Беда в том, что Союз мороженщиков как раз в течение многих лет пытается объединить усилия фирм-производителей, чтобы успешно рекламировать мороженое, но это ему не удается. А отдельные компании, действительно активно начали рекламироваться. И не одна, как написано в следующем предложении автором книги, а все ведущие – «Нестле», «Инмарко», «Айсберри», «Талосто», «Русский холод»… Но все они рекламируют только свою продукцию, проигрывая рекламную битву пивным магнатам.

И уж совсем удивительные сведения мы узнаем на стр.87.

«А у нас в Шуе (это, кстати, говорят, Сибирь. – И.Б.) мороженщики в белом фартуке около ящика на колесах…». Вы, читатель, еще не удивились? Шуйские ткачи, чьи ситцы давно прославлены, наверняка помрут от смеха, узнав, что Ивановская область попала в Сибирь по воле И.Богданова, чье примечание стоит в скобках.

Хочется пожелать автору во втором издании этой полезной, интересной, увлекательной книги избежать подобных неточностей. Этого можно добиться, если расширить круг использованной литературы. Я упоминаю об этом только потому, что автор на последней странице своего труда почти не приводит названий книг и журналов, имеющих отношение отрасли, а в оригинально составленном им списке «неиспользованной литературы» упоминает только две книги: «О мороженом и даже больше» (Е.Бернаскони и А.Кладий) и «Мороженое от А до Я» (С.Охлябинин). Можно посоветовать ознакомиться со многими книгами А.Кладия, в частности, изданной в 2000 году «Мороженое - это…» (588 страниц, объемный труд)… Я уж не говорю о том, что мороженое – это не только лекарство от скуки, есть множество литературы, где вполне обоснованно доказывается, что оно может быть настоящим лекарством от множества болезней.

###

 

В. Василевский

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции