ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Превосходное мороженое начинается с хорошей технологии"

Статья из журнала "МиЗП" № 4/2007 г.

 

Самый свежий взгляд на вещи, явления и события – у детей, это давно известно. Для них всё это впервые, сопоставить не с чем. При этом осмысление внешнего мира идёт непрекращающимся потоком. «А король-то голый!» - прокричал именно ребёнок в известной сказке. Не случайно во многих методиках изобретательства постоянно указывается: забудьте штампы и догмы, оттачивайте непосредственность восприятия даже давно виденного и привычного. Теперь один из примеров.

Несколько лет тому назад, после очередного бурного производственного совещания по вопросам повышения качества мороженого с одновременным снижением его себестоимости, автору данной публикации пришла мысль на основе детских «почему?» пересмотреть весь технологический процесс его получения почти «от сотворения мира», т.е. сам способ. Соответственно, при составлении процесса заново от базовых элементов, пришлось в начало процессов поставить натуральное молоко, а не масло и сухое обезжиренное молоко (СОМ), которые из него вырабатываются, закладываются в рецептуры и составляют основную долю себестоимости мороженого. Получилась следующая символьная базовая технологическая схема всей цепочки (рис.1), называемая операторной моделью.


Рисунок 1

В этой схеме производитель мороженого прямо-таки ритуально оплачивает в получаемом масле и СОМ чьё-то сырьё неизвестного качества, возмещает стоимость его переработки на каких-то заводах с неизвестной технологией и неизвестно когда. Традиционной технологии сопутствуют таинственные расходы многих исходных ресурсов, чужая зарплата и прибыль. В цене поставки указанных сырьевых компонентов «сидит» и предыдущее хранение полуфабрикатов в дорогостоящих холодильных камерах до момента доставки всего этого к мороженщикам.

Далее самое интересное: закупленное масло и сухое молоко опять-таки растворяют в горячей воде, возвращая их в почти исходное, однако ухудшенное состояние посредством применения специального оборудования с дополнительными затратами энергоресурсов, заработной платы! Вспомните вкус порошкового молока… Таким образом, в производстве мороженого сами себя наказываем лишней дорогостоящей работой и двойными расходами, не забывая обсуждать пути повышения эффективности производства… Но ведь ещё древнеримские законодатели при определении наказания соблюдали в римском праве постулат Non bis in idem, что означает «не дважды за то же!».

Получается так: подсистемы выработки сливочного масла и сухого обезжиренного молока, выделенные пунктирной рамкой в первой операторной модели являются ненужными в потоке создания ценности именно мороженого. Отсюда возникла и окрепла мысль: нельзя ли исключить указанные дорогостоящие промежуточные по сути действия, оставив молоко на входе и мороженое на выходе? Операторная модель нового технологического процесса (рис.2) получилась намного проще даже зрительно. А уж о капитальных и текущих затратах и говорить нечего, они существенно ниже. Рентабельность подобного производства исключительно высока за счёт «спрямления» бизнес-процессов с исключением незначащих для конкретного техпроцесса. К тому же, ярко выраженный натуральный сливочный вкус, за которым «гоняются» производители, в новой технологии формируется как бы сам собой. В отличие от обычной схемы процесса, конечный продукт получается исключительно свежим, так как молоко с утренней дойки уже к вечеру преобразовано в упакованные порции мороженого. Разумеется, при воплощении «в железе» не всё так примитивно, как только что схематично обозначено. Для реализации схемы в производстве пришлось применять новейшую элементную базу с целью обеспечения надёжности функционирования отдельных технологических операций.


Рисунок 2

Патентный поиск показал, что, несмотря на кажущуюся простоту способа, ничего подобного в мире нет. Следовательно, мысль может быть оформлена в форме заявки на изобретение. После нескольких лет переписки с экспертами патентного ведомства, направления им уточнений и доказательств, в последнем квартале 2006 года получен Российский патент № 2289263, в котором кроме основных отличий есть ещё 20 зависимых пунктов на все вкусы. Берите и внедряйте, если пожелаете.

Примечание: крупные комбинаты вряд ли смогут перешагнуть через свои давно сформированные психологические установки, чтобы начать внедрять новую технологию. Для получения хороших результатов, требуется коренная перестройка производства совсем на иной основе. Какие-то работники, специалисты и целые подразделения могут оказаться ненужными, ведь экономия имеет и такую неприятную оборотную сторону… Кто захочет осваивать новое для того, чтобы в итоге сделать себя лишним? А вот малый и средний бизнес, не стеснённый традициями и привычками в деле выпуска мороженого, вполне может организовать прибыльное для себя дело с гарантией самого высокого качества. Когда что-то делаешь впервые, всё равно, какую технологию изучать. И уж лучше ту, которая по всем параметрам прогрессивнее и быстрее окупает себя.

###

 

 В.Б. Новиков, технический директор ООО НПК «Резонанс»

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции