ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Современное состояние производства замороженных продуктов в Польше"

Статья из журнала "МиЗП" № 3/2002 г.

 

Более 10 лет Польша занимает одно из ведущих мест в Европе по производству замороженных продуктов, и прежде всего, овощей и фруктов. Структура этого рынка и динамика его развития станут предметом нашего рассмотрения в первой части настоящей статьи.

Начнем с холодильных складов и вернемся на десяток лет назад. Из аналитических отчетов, представленных в 1990 году Центральной Лабораторией Холодильной Техники в Кракове, следовало, что необходимо увеличить вместимость универсальных холодильных складов в целом по стране на 500 тыс. куб.м. (с 1200 до 1700 тыс. куб.м.). Анализ базировался на характерном для конца 80-х годов срезе ассортимента складируемых товаров, в котором мороженое мясо занимало около 50% общего объема, что составляло 220-230 тыс.тонн. Склады буквально трещали по швам, средняя загрузка составляла 95%, а некоторых - 100%. В этих условиях анализ, рекомендующий в заключении строительство 10 новых больших холодильников (по 500 тыс.куб.м), казался правильным. Однако оказалось, что состояние это было одним из нонсенсов планово-распределительной экономики. По оценкам экспертов уже в 1991 году средняя загрузка холодильников составляла 51,4% и продолжала снижаться, а количество хранимого мяса сократилось в 4 раза. Кстати, это снижение соответствует мировым тенденциям. На холодильных складах образовался огромный резерв свободной кубатуры (около 500 тыс. куб.м), что сыграло важную роль в развитии всей отрасли. Этот резерв был в состоянии принять при заложении двукратного оборота около 200 тыс. тонн мороженых овощей и мороженого. Необходимые затраты при этом сравнительно невысоки, если идет речь о подготовке соответствующих помещений для упаковки полуфабрикатов для постоянных клиентов. Часть владельцев холодильников пошло именно по этому пути.

Современные мощности замораживания польских промышленных морозильников оцениваются в 10-12 тыс. т/сутки и даже в разгар сезона используются только на 60-70%. Существенный рост всех перерабатывающих мощностей произошел во второй половине 90-х годов благодаря иностранным инвестициям (прежде в сего Германии и Франции) в модернизацию предприятий. Дальнейший рост производства замороженных продуктов сдерживается главным образом отсутствием соответствующих объёмов для хранения. Решение этой проблемы, по мнению ряда авторов [1] лежит не в строительстве новых морозильных складов, а в более полном использовании имеющихся объемов на пути кооперации производителей с расположенными поблизости складскими холодильниками. Положительный эффект этого состоит и в снижении себестоимости продукции.

Польское производство «мрожонок» (так кратко по-польски называются замороженные продукты), особенно овощей и фруктов, ориентировано в основном на экспорт. Главное направление экспорта - Западная Европа, США и Канада. Экспорт замороженных фруктов в Восточную Европу и Россию в 1997 году составлял менее 1%, а овощей - около 5%. Объем экспорта мрожонок в страны бывшего СССР за последние годы существенно вырос: в 2000 году он достиг уровня 1997 года (30 тыс.тонн). Более половины этого товаропотока идёт на Украину. Эксперты прогнозируют дальнейший устойчивый рост этого экспорта, в первую очередь замороженных овощей и овощных смесей. В качестве подтверждения этой тенденции приведем пример предприятия переработки плодоовощной продукции Hortino из г. Лежайск, которое в составе представительной делегации польского бизнеса вело недавно в Киеве переговоры о вхождении на украинский рынок замороженных продуктов. На Украине уже хорошо известны такие польские производители как, Igloo и Hortex.

Польша - главный поставщик замороженных фруктов во многие страны; в Германии, например, 60% импорта замороженной клубники приходится на Польшу. А общий объём экспорта замороженных фруктов в Западную Европу оцениваемый в 150-200 тыс. тонн, почти равен суммарной продукции этих стран. Несмотря на приличное качество польского сырья, экспортные цены на мрожонки невысоки. Связано это с тем, что предназначены они для последующей переработки, а не для непосредственного употребления. Так, на рынке той же Германии польские мрожонки на 20-25% дешевле аналогичного товара, поставленного из Бельгии, Голландии, Великобритании или Франции, считающихся лидерами этого производства в Западной Европе. Согласно подписанным соглашениям эта разница в ценах в течение ближайших 5-10 лет должна постепенно сойти на нет. Представленные в табл.1 цены уже несколько лет остаются стабильными из-за растущей конкуренции таких стран, как Испания, бывшая Югославия, Турция, а на американском рынке - Мексика. Для поддержки собственного производителя многие европейские страны используют специальные граничные ставки для продуктов, импортируемых из-за пределов Евросоюза. Эти доплаты часто так высоки, что экспорт польских продуктов становится нерентабельным. Одновременно потребление замороженных продуктов на Западе имеет тенденцию снижения в пользу свежих плодов.

Табл.1. Средние (за период 1995-1999 гг.) оптовые цены замороженных овощей и фруктов экспортированных из Польши [1]:

ФРУКТЫ И ЯГОДЫ
Продукт            Цена ($/тонну)
Клубника           1060
Малина (целая)     1600
Черная смородина   450
Красная смородина  820
Вишня              1390
Крыжовник          1280
Сливы              740
ОВОЩИ
Продукт            Цена ($/тонну)
Фасоль             540
Горошек            480
Шпинат             440
Кукуруза           1180
Перец сладкий      450
Грибы              2400
Цветная капуста    640
Морковь            300
Картофель фри      850

Развитие этой отрасли холодильного дела связывают, прежде всего, с внутренним рынком. Его огромные потенциальные возможности основаны на растущей покупательской способности на фоне того, что годовое потребление мрожонок (без рыбы и мороженого) составляет около 4 кг на человека, что составляет 1/5 часть среднего показателя по Евросоюзу или 1/12 потребления мрожонок в Дании. Примерная структура этого потребления такова: на долю замороженных овощей приходится 2,0-2,4 кг, т.е. 50-60%, фруктов и ягод - 25%, остальное поляки потребляют в составе других продуктов.

Пессимистические прогнозы экспертов пятилетней давности о том, что объем польского экспорта мрожонок не будет расти и останется на уровне 200 тыс. тонн не оправдались, что видно из представленной в таблице 2 динамики. Анализ представленных данных показывает, что при устойчивости тенденций годовые показатели подвержены очень сильным колебаниям, причем это касается и внутреннего потребления мрожонок. Общий объём предложения мрожонок определяется в основном отечественным производством. Доля импорта не высока и не превышает в настоящее время 2-3%, несмотря на его устойчивый рост, вызванный увеличением продукции замороженных овощных смесей, салатов и супов, в состав которых входят импортируемые кукуруза и перец. Импортируемые замороженные фрукты используются главным образом в молочной промышленности (в производстве йогуртов) и в качестве сырья при производстве джемов.

В структуре производства, экспорта и потребления фруктовых мрожонок доминирует клубника (50-55%). С 1995 года на второй позиции находится замороженная вишня - 20%. А еще в первой половине 90-х годов суммарная доля этих двух ягод не превышала 10%. Популярны в Польше и замороженные черная смородина и малина: соответственно 12 и 7%. Быстрый рост производства замороженной вишни связан с занятием Польшей ниш сбыта в Западной Европе.

Лук, морковь и цветная капуста составляют 55-60% структуры производства замороженных овощей. 10% приходится на стручковые и 10-15% на овощные смеси.

Табл.2. Динамика годового баланса рынка замороженных продуктов Польши (в тыс. тонн) [2]:

ФРУКТЫ        86-90 1991  1992  1993  1994  1995  1996  1997  1998  1999  2000
Производство  134,9 212,8 252,2 188,9 187,6 180,5 217,8 239,7 224,5 280,4 285,0
Импорт        0,5   0,8   1,2   0,9   1,5   1,3   2,7   3,1   6,1   7,0   9,6
Экспорт       84,0  127,0 163,2 164,7 165,9 158,9 208,0 205,7 194,4 200,4 228,7
Потребление   51,4  86,6  70,2  25,1  23,2  22,9  12,5  37,1  36,2  87,0  65,9
ОВОЩИ
Производство  91,3  142,4 111,6 123,9 128,7 137,7 163,0 176,2 215,3 247,0 255,0
Импорт        1,0   1,9   2,3   3,0   3,4   3,1   4,9   9,5   8,3   7,9   9,5
Экспорт       74,0  102,0 86,5  67,9  93,9  92,2  96,4  119,9 129,9 162,5 167,3
Потребление   18,3  42,3  27,4  59,0  38,2  48,6  71,5  65,8  93,7  92,4  97,2

Присмотримся теперь, как развивается внутренний рынок Польши, каким замороженным продуктам поляки отдают свое предпочтение. Исследования, проведенные в 1 кв. 2001 года на выборке из 1500 домохозяйств [3] показали, что потребители чаще всего выбирали овощные мрожонки (68,9% всех опрошенных) и фруктовые (45,6%). Далее преференции распределяются следующим образом: замороженная пицца - 33,6%, картофель-фри 29,6%, готовые блюда с добавками овощей, фруктов и мяса - 39,6%. Средняя частота покупки составляет 2 раза в неделю для мороженых овощей и 1-2 раза в месяц для пиццы и картофеля-фри. Если при выборе большинства мрожонок покупатели руководствуются прежде всего ценой в сочетании с качеством товара, то при покупке пиццы и картофеля-фри в качестве главного фактора опрошенные назвали торговую марку.

В структуре готовых замороженных блюд лидируют вареники и пыжи (картофельники с мясом), покупаемые 69% домохозяек (заметим, что в номенклатуре продуктов в Польше практически отсутствуют традиционные для нас пельмени, их заменяют упомянутые вареники и пыжи). Типичный ассортимент польского супермаркета - это 6-10 наименований замороженных вареников (с мясом, клубникой, капустой, картофелем, вишней и т.д.) в расфасовке 0,5 кг. Постепенно растет интерес покупателей к замороженному бигосу (мясная солянка) и голубцам - их покупает каждая пятая домохозяйка.

Во второй части статьи мы познакомим читателя с техническим уровнем и проблемами производства замороженных продуктов в Польше.

###

 

С.О. Филин, д.т.н., Щецинский Технический Университет

Э.Г. Парцхаладзе, проф., Высшая Морская Школа, Щецин (Польша)

Литература:

  1. Z.Gruda, J.Postolski. Zamrażanie żywności. WNT. Warszawa, 1999.
  2. B.Nosecka. Rynek mrożonych owoców i warzyw. - Przemysł spożywczy, № 5, 2001.
  3. H.Gуrska-Warsowicz. Konsument produktуw mrożonych.- Przemysł spożywczy, № 5, 2001.

 

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции