ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"«Минувший год лично для меня был, пожалуй, самым напряженным за последние несколько лет»"

Статья из журнала "МиЗП" № 12/2006 г.

 

«Папа, а как делают мороженое?
- Забудь, дочка, это наихудший способ перезимовать лето…»

 

Что можно нового сказать о рынке? Консолидация рынка, о которой все так много говорили год назад, идет полным ходом. Первые 8 производителей занимают уже процентов 45 рынка страны. «Зажигали», т.е. консолидировали, в этом сезоне «Рамзай» и «Талосто». «Айсберри», возникшее путем слияния «Рамзая» и «Айс-Фили», совсем недавно и так красиво, находится в драматической ситуации, и от того, чем она завершится, будет зависеть весь рынок 2007 года. У «Талосто» ситуация тоже непростая: переварить такое количество «проглоченного» сложно. Вообще, проводить консолидацию, - неблагодарное и хлопотное занятие, для этого надо родиться настырным трудоголиком. Создавать единые коллективы, единые информационные пространства, корпоративный Кодекс, торговые политики, продуктовые матрицы, перевозить фабрики, унифицировать технологии, переводить кредиторскую и дебиторскую задолженность по «договорам цессии», создавать механизмы и каналы прохождения инвестиций, юридическую структуру корпорации и т.д., - это сложная стратегическая и управленческая задача. Наверное, ни у кого сейчас нет такого опыта, как у нас, по решению такого количества задач за такой короткий срок.

Минувший год лично для меня был, пожалуй, самым напряженным за последние несколько лет. Для коллектива, которым мне довелось руководить в качестве вице-президента по производству и логистике «Айсберри», 2006 год начался 2-го января, когда мы начали демонтировать фабрику мороженого «Сервис-холод», и перевозить ее на территорию «Айс-Фили». Нам удалось за 3 месяца сделать почти невозможное, - к апрелю запустить полный ассортимент двух производителей на одной фабрике «Айс-Фили», сформировать единый коллектив, собрать без преувеличения лучших специалистов. То воодушевление, с которым мы работали, напоминало первые советские пятилетки. Впервые в жизни я ловил себя на мысли, что не хочу наступления весны, настолько жесткие были сроки, и настолько серьезен был риск не войти в сезон. Возможно, из-за этого весна в этом году задержалась на пару недель… Уж извините, надо было.

Итогом был абсолютный рекорд «Айс-Фили» за все почти 70 лет, - 3620 тонн готовой продукции за июль. Мы побили и все рекорды по производству «Лакомки», визитной карточки как «Айс-Фили», так и отечественного мороженого вообще. Само предприятие изменилось до неузнаваемости. Вместо 12 технологических линий стало 20, из них только девять остались в прежнем виде, шесть машин было привезено с «Сервис-Холода» и размещено на имевшихся площадях «Айс-Фили», четыре линии заменены на более мощные и современные, и уже осенью установлена новая, без преувеличения огромная многофункциональная линия от польской компании Ice Group. Сегодня «Айс-Фили» готовы выпускать где-то 4000-4500 тонн продукции в месяц в широчайшем ассортименте. Я не думаю, что кто-то реально сейчас может произвести такое количество мороженого в стране.

Нам удалось решить проблемы цеха смесеприготовления, и реконструировать на новых принципах систему распределения смеси. В итоге «Айс-Фили» получается чрезвычайно гибким. За час можно готовить 9-10 разных смесей, и на любой из 35 фризеров подать любой вид смеси, хоть все разные. Поэтому предприятие, работающее с начала года уже в непрерывном круглосуточном цикле, может без проблем корректировать производственный заказ где-то за 12-15 часов до попадания уже готовой продукции на склад. Такие показатели никому в стране и не снились, а вообще я себе и коллективу ставил задачу создания к концу года «японского» предприятия, работающего практически без промежуточных запасов, с четким разделением всех потоков сырья, упаковки, готовой продукции, отходов, обратных потоков, синхронизацией материального и информационного потоков (метод «Канбан») и т.п. Кстати, еще один показатель: количество обратимых отходов нам удалось к середине сезона снизить до 3,5%, и это несмотря на почти удвоенный ассортимент, и несколько серьезных продуктовых инноваций.

Логистика под руководством Александра Бирюкова, в целом также справилась со своими планами, и с главной задачей, - быть связующим элементом всей бизнес-системы. Вообще, с точки зрения корпоративного управления это была для всех серьезная школа. Та система, которую удалось полностью построить, была предназначена для решения задачи управления производственным комплексом из нескольких крупных предприятий в разных частях страны. Пик же сезона для наших логистов прошел в бесконечных «битвах». Зато осенью, после сезона, поступили новые грузовые автомобили, погрузчики.

Если говорить об успехах Айсберри в целом, то их воспринимают неоднозначно. Инвестор (основной акционер) оказался недоволен финансовыми результатами сезона, хотя первые реальные инвестиции в общий бизнес начались в марте, и далее они всегда были позже, чем это было необходимо. Обвинив во всех грехах младшего акционера, команду «Рамзая», «Представитель инвестора» решил самолично руководить новым для себя бизнесом, в то время как прежний менеджмент должен был оставить свои посты, и я в том числе. Пострадали заодно многие, ни в чем не повинные руководители и рядовые сотрудники. При всем моем уважении к собственнику, несколько странно было с его стороны осуществлять захват предприятия по модели 90-х годов, и это после года фактического владения, полного финансового контроля, согласования всех крупных и даже мелких решений, а также после достижения реальных успехов, как производственных, так и рыночных.

Я не хочу комментировать работу других подразделений большой компании. Однако при всех возможных нареканиях на отклонения от ожидаемых результатов, «Айсберри» уверенно остается игроком №3 на рынке, избежав потерь от «товарного каннибализма» при слиянии предприятий, сумев даже вывести новые торговые марки в важных потребительских сегментах. Ведь до сих пор никто успешно не объединял фабрики мороженого. (Немногие понимают, с какими проблемами сейчас сталкиваются наши коллеги из «Талосто», какие нелегкие решения им приходится принимать в отношении популярных марок приобретаемых производителей). Да и само слово, «Айсберри», уже нормально воспринято рынком, а ведь всего год назад его не было! Когда мы в октябре 2005 года начинали работу по фактическому слиянию, было много романтизма, множество ошибок. Однако была огромная воля к созданию компании – лидера рынка. Без огромной организационной работы, проведенной менеджментом «Рамзая», ничего этого не состоялось бы, сейчас это понятно всем, кроме тех, кому выгодно не понимать.

Вообще, у «Айсберри» огромный потенциал и, на мой взгляд, - все шансы выиграть лидерство в европейской части страны. Лучший в стране завод, лучшая сеть киосков, высокая лояльность потребителей к продукции, отлаженные управленческие схемы, классные специалисты. Эти шансы с каждым днем тают из-за политики огульного «сокращения затрат», в которую вдруг бросился с головой инвестор, так можно сократить все свои перспективы. Собственно, весь рынок сейчас смотрит на то, что произойдет в «Айсберри». Если коллектив «Айсберри» разорят в порыве сокращения, то сильно повезет кому-то из конкурентов. Если его успеет до сезона приобрести более терпеливый и заинтересованный инвестор, то конкурентам не повезет. Бизнес-план на этот случай нами уже подготовлен.

Что касается других возможных прогнозов на будущий год, - все будет зависеть не только от погоды. Тот «асфальтовый каток», который едет на всю пищевую промышленность страны в виде торговых сетей, не оставляет времени на раздумья. По привычке дистрибьюторы еще считают производителей за своих врагов, пытаются манипулировать ими, давить. Однако, не став эффективным и востребованным каналом логистики и продвижения, независимая дистрибьюция будет раздавлена в первую очередь. Потерявшие терпение производители создадут собственные дистрибюторские компании, (эта тенденция продолжается в 2006 году усилиями «Айсберри» и «АльтерВЕСТа»), а сети избавятся от незадачливых посредников.

Выход есть, и он находится, прежде всего, в области «логистического аутсорсинга», который цивилизованные дистрибьюторы могли бы предложить как производителям, так и сетям. Огромные резервы имеются в повышении эффективности сферы товарного обращения. Например, современный производитель мог бы построить вместе с клубом дистрибьюторов систему SCM (Supply Chain Management, - управления цепями поставок), добиваясь снижения уровня запасов, увеличения оборачиваемости склада и т.п. Конкурентные войны завтрашнего дня – это войны логистик, хотя сегодня все еще наибольшее внимание уделяется брендам.

Наконец, вступление в ВТО. Чем это нам грозит, можно только догадываться. Для производителей мороженого ничего хорошего здесь не предвидится. Как минимум, - следует ожидать ужесточения обязательных и добровольно-принудительных систем качества, и облегченного проникновения на наш рынок импорта из Восточной Европы. Быстрый рост зарплаты и цен на энергоносители для внутреннего рынка, при дорогих кредитах, осложнят возможность конкуренции для отечественных производителей. При реконструкции «Айс-Фили» мы как раз имели в виду эти сценарии.

Та тяжелая задача, которую мне удалось реализовать вместе с коллективом, потребовала полной отдачи, но сделала нас на голову сильнее. Мы стали классными профи - производственниками и логистами. Погрузившись в область операционного менеджмента, я лично удивился, насколько это красиво. Современное производство, это не столько технологии, сколько внутренняя заводская логистика. Недавно мне довелось выступать с докладом на Форуме по логистике, проводимом «ИТКОРом». Во время обсуждения на круглом столе выяснилось, что в Москве вообще нет преподавания операционного менеджмента! Промышленность, - это в действительности очень интересно, и я искренне рад, что в этом сезоне мне не довелось заниматься продажами, а пришлось с головой уйти в эту интереснейшую область.

###

 

О. Коваленко

«VIV Russia 2017»

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кафедра «Техника низких температур»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции