В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Журнал
Публикации
П.О.
Подписка
Реклама
Контакты

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Дизайн упаковки: новые тренды для замороженных продуктов"

Статья из журнала "МиЗП" № 9/2007 г.

 

Современный рынок замороженных продуктов отличается заметной динамикой, как в ассортименте, так и в возможностях конкуренции. Технологи производственных предприятий предлагают новые начинки, оригинальные продуктовые решения и, конечно же, типы упаковки. Выбор продукта среди аналогов во многом зависит именно от упаковки. Часто потребительские «слепые» тесты замороженной продукции разных производителей не показывают значимых отличий во вкусовых свойствах продукта. Потребитель просто не отличит одну котлету или блинчик от продукта-конкурента в этой ценовой нише. А вот по предпочтениям определенной марки для семейного ужина различия в потребительском выборе достаточно очевидные. Образ марки и упаковки серьезно влияет на потребительские предпочтения и ожидания от продукта. Особенно это важно для продуктов охлажденных или замороженных, потому что сами по себе они непривлекательны для глаза покупателя. А вот аппетитное изображение вкусного ужина, красивой сервировки и реалистичное фото дымящихся фрикаделек сделают свое дело - соблазнят потребителя на покупку именно вашего продукта. Искусство дизайна упаковки, в конечном счете, помогает продать продукт.

Промышленный дизайн упаковки на рынке замороженных полуфабрикатов в России и за рубежом практически не отличается. В силу особенностей хранения замороженных и охлажденных полуфабрикатов (а также готовой продукции) набор решений для упаковки достаточно ограничен. Простота и стоимость, а также надежность, характеризуют традиционные виды материалов. Фантазия дизайнера ограничена также логистическими решениями - сделать пластиковую упаковку, например, для пельменей, в виде «цветка» - ход вполне оригинальный. Однако стоимость транспортировки и укладки такого продукта будет значительно дороже аналогов на рынке, что останавливает многие компании в разработке именно промышленных дизайн-решений упаковки.

Среди новых решений материала для упаковки, выделяются типы картонов, которые обладают более широким спектром барьерных свойств, чем традиционные материалы. Например, картоны с дисперсионным покрытием марки ТЕСТА («Текта») финской компании Stromsdal. По сравнению с традиционными упаковочными картонами, выполненными по технологии «картон + полиэтиленовая ламинация», новый материал не содержит полиэтиленового покрытия, а создан на основе дисперсионного покрытия на водной основе. Преимущества этого продукта в том, что его можно как замораживать, так и помещать в микроволновую печь. Помимо этого, он обладает возможностями нанесения любого типа печати, что значительно расширяет дизайн-перспективы применения картонов марки ТЕСТА. Конкурентные преимущества материалов часто способны вывести рынок продуктов на новую конкурентную ступень. Более удобные форматы, помогающие потребителю решать мелкие, часто незаметные, бытовые, утилитарные проблемы в обращении с продуктом, имеют мощную рыночную движущую силу.

Современный графический дизайн использует все более широкий спектр решений. Технологии полиграфического нанесения делают возможным применять в дизайне упаковки тиснение, выборочную лакировку, флексопечать, ротогравюрную печать и так далее. В рамках стандартных решений предлагаются различные формы картона и пластика для фасовки продукции:

  1. Полипропиленовая пленка (с флексо/рото-печатью)
  2. Полипропиленовая пленка + картон
  3. Вакуумная упаковка + поддон + картонный чехол
  4. Пластиковый коррекс + картонный чехол
  5. Пластиковый контейнер + этикетка
  6. Пластиковый контейнер + картонный чехол

Новые тенденции рынка упаковки замороженных/охлажденных продуктов связаны с изменением тенденций потребительского восприятия и предпочтений.

Во-первых, важным факторов при выборе продукта становится его полезность для здоровья. По-прежнему сохраняющаяся убежденность в том, что замороженные продукты являются «не настоящими» или «неживыми» заставляет многих потребителей требовать дополнительной полезности продукта. Такие параметры, как «сниженное содержание жиров» или наличие «витаминизированных добавок», а также «улучшенная рецептура» сообщают потребителю о дополнительной ценности продукта. В дизайне такие сообщения должны быть выражены наиболее отчетливо. Коммуникативная стратегия дизайна должна точно соответствовать тем преимуществам, о которых вы хотите сообщить.

Есть ряд решений графического дизайна, которые стали пользоваться в последнее время значительной популярностью на рынке. К таким решениям относится прием «вырубного окна», через которое потребитель может видеть готовый продукт. Возможности производства качественной продукции, использование современного оборудования, ингредиентов и технологий хранения позволяют немного «приоткрывать» завесу тайны перед потребителем, обычно сопровождающую упаковку замороженных продуктов. Неэстетичный внешний вид с помощью графической фантазии и изящной формы окна может привлечь внимание потребителя и создать эффект «объема» на упаковке, многослойного графического изображения.

Среди новых тенденций в промышленном дизайне - появление пластиковых и картонных форм с новыми типами открывания. Различные зажимы и клапаны делают продукт по ощущениям более интерактивным. Общение с потребителем при помощи удобных нестандартных упаковочных решений позволит вам привлечь интерес к продукту, который непременно выразится в увеличении объема продаж.

Новые типы открывания, а также дополнительные удобства, связанные с этим, подталкивают производителей к поиску нестандартных решений в области промо-программ, связанных с упаковкой. Например, торговая акция компании «Дарья», одного из лидирующих российских производителей, использует специальный зажим для открытой упаковки замороженных полуфабрикатов, привлекающий внимание покупателя и предлагающий новое удобство. Нам всем, наверняка, приходилось сталкиваться с тем, что из открытой полипропиленовой упаковки полуфабрикат может просыпаться. Такое малоприятное событие в потребительском опыте негативно сказывается на имидже продукта в этой упаковке вообще, и на восприятии бренда (косвенно), в частности. Поэтому торговая акция, использующая новые промышленные дизайн-решения, пользуется у потребителей спросом и значительно повышает количество позитивных эмоций при непосредственном обращении с продуктом.

Еще одна инновация в промышленных продуктовых решениях замороженных продуктов - дополнительные удобства, связанные с размещением внутри упаковке ложки, вилки или соуса как дополнительного сервиса для потребителя продукта. Комплексные продуктовые решения пользуются все большей популярностью на многих рынках сектора FMCG, где тенденции потребительских предпочтений сдвигаются в сторону приобретения более удобного питания «на ходу» или «дома на быструю руку». Позаботится о том, чтобы съесть продукт можно было более комфортно, быстро или весело может позволить себе любой производитель, развивающий возможности торгового и продуктового маркетинга. Промышленный дизайн также может быть использован при создании авторской формы поддона для фасовки полуфабрикатов или пластикового контейнера. При этом необходимо помнить, что форма не должна отличаться только своей оригинальностью и непохожестью на другие продукты. Соответствие дизайна упаковки продуктовой категории (или, говоря более точно, - ожиданиям потребителя от продукта) также нужно обязательно контролировать. Использование в дизайне пищевых ассоциаций всегда приносит желаемый результат.

В целом, дизайн упаковки для замороженных полуфабрикатов имеет много возможностей для развития и совершенствования. Появление новых материалов с нестандартными свойствами и возможности полиграфической печати создают для производителя множество творческих комбинаций, позволяющих отличить свой продукт от конкурентов.

###

 

М. Сташенко, арт-директор и управляющий партнер ORGANICA packaging&design

Экспертное агентство ORGANICA packaging&design
192148, Россия, Санкт-Петербург, ул. Седова, 37, бизнес-инкубатор, офис 20. Тел/факс: (812)448-58-19. www.organica-design.ru

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»