ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"На мельницу конкурентов?"

Статья из журнала "МиЗП" № 8/2003 г.

 

Особенности стратегического поведения  основных  российских производителей на рынке замороженных  овощей и фруктов

На российском рынке замороженных овощей и фруктов насчитывается всего десяток крупных и средних производителей. Наиболее активны "АйсБит" и "Ледово".

Особенность сложившейся ситуации на рынке в том, что между российскими производителями не существует классической конкуренции. Объяснение простое: лишь компания "АйсБит" представляет на рынке наиболее полный ассортимент замороженных овощей и фруктов, включая лесные ягоды (но без лесных грибов). Кроме того, основная деятельность производителей замороженных продуктов различна.

К примеру, "Ледово" специализируется на морепродуктах и на выращивании шампиньонов. При этом параллельно компания начала паковать импортные замороженные овощи под собственной маркой. Ее ассортимент составляет всего 10-15 наименований. Компания, к примеру, не поставляет замороженные ягоды для розницы, а предлагает их в промышленной упаковке для общепита и возможной дальнейшей упаковки для магазинов.

Компания "Эликом" занимается консервацией и производит кондитерские изделия. Замораживание овощей и фруктов не является для компании основной деятельностью. "Эликом" импортирует замороженные овощи и фрукты из Польши и частично закупает их в России.

Компания "Росток" производит оборудование для сушки и замораживания различных изделий. Она недавно начала развивать направление по упаковке в России выращенных в Молдавии овощей и фруктов.

Компания "Дисан" также производит консервацию и замороженные продукты. Особенность ее в том, что она представляет на рынке, в основном, замороженные лесные грибы и ягоды.

Компания "Грибная Гильдия" поставляет на рынок узкий ассортимент лесных грибов и ягод. Она также параллельно занимается заготовкой данной продукции.

Компания "АйсБит" одна из первых начала упаковывать импортные замороженные овощи и фрукты и стала единственной, кто постоянно расширяет ассортимент продукции и сравнительно активно продвигает ее на российском рынке.

Естественно, что агрессивное поведение на рынке (рекламные кампании, расширение ассортимента, участие в крупных выставках) позволяет ей конкурировать не только с российскими компаниями, но, в первую очередь, с польскими производителями, которые с начала 90-х годов стали лидерами на российском рынке. Нельзя не согласиться, что такая стратегия лидера является единственной, которая может позволить производителю оттеснить с рынка сильных конкурентов.

Но парадокс заключается в том, что большинство российских производителей замороженных овощей и фруктов активно продают замороженную продукцию польских и европейских производителей. Таким образом, они продвигают на рынок продукцию своих прямых конкурентов.

Еще одна существенная характеристика российского производителя - консервативная рыночная позиция. Это означает, что на принятие решения о производстве нового продукта уходит слишком много времени, а следовательно, конкуренты выходят вперед. Краткий анализ деятельности и положения российских производителей на рынке позволяет сделать вывод о практическом отсутствии у большинства из них ясной стратегии развития компании.

По-видимому, такая стратегия должна быть у компании "АйсБит". Компания на данный момент является лидером среди российских производителей замороженных овощей и фруктов по объемам производства и продаж. С другой стороны, она не является производителем замороженной продукции. Компания импортирует замороженные овощи и фрукты, смешивает, упаковывает и реализует в развитую торговую сеть. Компания осуществляет свою деятельность уже около 7-8 лет, но по-прежнему является скорее дистрибьютором импортной продукции под своей маркой, чем российским производителем. В чем заключается стратегия развития компании? Она построила несколько холодильных терминалов и расширила ассортимент продукции. Но компания так и не перешла на новый этап развития бизнеса - на собственное производство (автор имеет в виду развитие собственной сырьевой базы).

Компания "Ледово" позиционируется на рынке как производитель шампиньонов и замороженных овощей. Но она по-прежнему импортирует замороженное сырье для своей продукции, а также и готовую продукцию иностранных производителей.

Так поступает более половины российских производителей замороженных овощей и фруктов. И эта стратегия вряд ли позволит им вытеснить иностранных производителей и развивать собственное производство. Необходимо отметить тот факт, что чем дольше это длится, тем меньше у них шансов ее изменить и перейти к развитию российской сырьевой базы.

Отчего зависит развитие сельского хозяйства, как основного поставщика овощей и фруктов? Прежде всего, от сформированного спроса на продукцию сельхозпроизводителей. Производители замороженных продуктов приводят несколько причин, по которым не могут пока работать с российскими хозяйствами:

- низкое качество продукции;
- отсутствие гарантий постоянных поставок;
- климатические условия;
- боязнь обмана и воровства.

Несомненно, что эти аргументы можно считать справедливыми. Именно по этой причине есть только один путь развивать собственное производство на основе российского сырья - создание собственной сырьевой базы. Естественно, что создание и развитие собственной базы по выращиванию овощей и фруктов требует значительных финансовых затрат, в том числе дополнительных инвестиций в подбор и обучение персонала.

Реализация такой стратегии позволит компании-производителю замороженных продуктов получить тройной эффект: снизить в долгосрочном периоде собственные издержки на закупку сырья, повысить собственную конкурентоспособность по сравнению с иностранными производителями, продвинуть на рынке свою продукцию под маркой отечественного производителя.

###

 

Тимур Камалов, аспирант МГТУ.

 

«VIV Russia 2017»

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кафедра «Техника низких температур»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции