ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Осторожно: сделано в Европе (для России)"

Статья из журнала "ХБ" № 6/2001 г.

 

За последние несколько лет индустрия оснащения супермаркетов сделала серьезный рывок вперед и, сломав многолетние советские стереотипы «магазиностроения», практически вышла на мировой уровень.

Еще недавно главным вопросом для владельца строящегося магазина было, как лучше расставить витрины в торговом зале. Более сложных вопросов предпочитали избегать. А проблему кондиционирования, например, чаще всего решали применением бытовых кондиционеров (оконные кондиционеры, либо сплит-системы).

Когда возникла потребность в строительстве принципиально новых магазинов по лучшим западным стандартам, такой подход стал неприемлемым. Уровень требований к магазинной начинке постепенно повышался, и возник первый главный вопрос современности: «выносить или не выносить холод» наружу из торговых прилавков, горок, островов и т.д. в отдельное машинное отделение. Этот период совпал с наметившейся в последние два года тенденцией быстрого расширения рынка современных супермаркетов, активным развитием отечественных магазинных сетей и готовящимся «прыжком» на российский рынок мировых лидеров в организации торговли продуктами питания: Wal Mart, Metro, Auchan, Carrefour и др.

Хотя многие руководители, связанные с магазинным бизнесом, по-прежнему полагают, что выносной холод - это ненужное расточительство, ведущие российские фирмы в этом секторе бизнеса уже в целом сориентировались в пользу новинок технического прогресса и стараются не отстать от общемировых тенденций. При этом проблема выбора для владельцев новых супермаркетов и руководителей их инженерных служб сейчас стала гораздо сложнее. Вот перечень некоторых типичных вопросов:

· Что применить: выносной «холод» или центральный?

· Как понизить шумность конденсатора?

· Использовать ли системы мониторинга и дистанционного управления?

· Как не запутаться в море производителей и поставщиков холодильных систем?

· Кто может быть надежным партнером в «холодильном» проектировании, пусконаладке, сервисе и добросовестной инженерной поддержке?

· И т.д., и т.п.

Действительно задача получается не тривиальная, поскольку охлаждаемое оборудование («мебель») производится/поставляется одной фирмой, холодильные агрегаты или «централи» – другой, компрессоры для этих «централей» – третьей, а управляется все это автоматикой четвертой фирмы, не говоря уже о конденсаторах, воздухоохладителях и холодильных камерах.

Кто-то мужественно пытается разобраться во всех тонкостях холодильной техники и внимает статьям типа «ТРВ для чайников» или «Как заведующему магазином не ошибиться в выборе микроконтроллера». Но многие, по-прежнему, предпочитают покупку готового и полного набора оборудования у представителей западных фирм. Так, дескать, надежнее. При этом часто не исключается возможность приобретения подержанного оборудования.

«Избитые» стереотипы при выборе фирмы в качестве делового партнера в серьезном проекте:

- «напрямую с завода-изготовителя» - дешевле («наши» много «накручивают»),

- «там» инженеры грамотнее,

- «за бугром» сборка качественнее, модели - более современные с применением последних технологических новинок и т.д.,

- подержанное оборудование из Европы - это недорого, вполне надежно и весьма выгодно.

При этом на ум чаще всего приходят аналогии из области автомобильного рынка. Дескать, наши автомобили никуда не годятся, а подержанная иномарка все равно лучше любой новой отечественной машины. Однако, наш отечественный холодильный рынок, как на деле оказалось, серьезно отличается от пресловутого автомобильного в лучшую сторону.

С проблемами выбора сталкиваются как конечные пользователи, т.е. руководители строящихся предприятий торговли, так и технический персонал холодильных фирм, впервые выходящих на рынок коммерческого холода. Это, как правило, небольшие фирмы, специализировавшиеся на кондиционировании воздуха, или холодильные фирмы, не имевшие ранее дела с многокомпрессорными холодильными установками, а также дизайнерские бюро, строительные организации и т.д., которые намереваются оснащать объекты торговли «под ключ». При этом и фирмы, изначально далекие от холода, и специализированные холодильные организации с богатым практическим опытом монтажа, пусконаладки и сервиса, но не «инжиниринговые» по сути, одинаково и безоговорочно доверяют известным западным «брэндам».

Вернемся теперь к нашим стереотипам. Очевидно, что они не вполне уместны на рынке холода.

Во-первых, сложившиеся в России в течение последних 3-4 лет цены на данный вид оборудования достаточно стабильны. В такой ситуации официальный, мотивированный на длительную работу на своем, российском рынке дилер зачастую «дает» цену лучшую, чем иностранная фирма-производитель или поставщик готовых систем.

Во-вторых, уровень подготовки российских инженеров (в среднем) на деле оказывается более высоким, чем у европейских специалистов. И причина этого не в нашей национальной гордости, а в сочетании реального преимущества отечественной системы высшего образования с бесценным местным опытом работы. В итоге у российского инженера в целом спектр знаний - шире, вариантов решения одной и той же технической проблемы - больше. Свою, российскую специфику мы знаем куда лучше: климат, энергоснабжение, квалификацию обслуживающего персонала - у нас учитывают более адекватно. А понятие «перезаложиться» в чем-либо – это вообще коронное «ноу-хау» нашего, отечественного  проектировщика.

В-третьих, многие российские фирмы уже обладают солидными производственными и исследовательскими базами, что позволяет разрабатывать и собирать оборудование как минимум не хуже, чем в остальной Европе (хотя по непредвзятым отзывам тех же иностранцев, многие операции у нас выполняются качественнее и грамотней, да и товарный вид, случается, не хуже европейского).

Да, мы действительно отстали в производстве компонентов. И, пожалуй, в ближайшие годы новый российский брэнд производителя достойных по мировым меркам холодильных компрессоров не появится. Но грамотно спроектированные и собранные в России холодильные системы - это реальность уже сегодняшнего дня.

Чтобы посеять сомнение среди тех, кто до сих пор безоговорочно верит, что все самое лучшее делают за границей, а также не быть голословными, приведем хотя бы два примера из нашей практики.

Пример 1. Супермаркет, комплектно поставленный крупным и уважаемым на российском рынке западным дизайнером и производителем. В торговом зале, как водится, придраться не к чему. Чего не скажешь про машинное отделение. Сердце объекта – центральная холодильная станция на базе четырех низкотемпературных спиральных компрессоров Copeland серии ZF. Два компрессора обслуживают среднетемпературное оборудование, другие два – низкотемпературное. Линия нагнетания, воздушный конденсатор, маслоотделитель и маслоресивер – общие для всех  компрессоров. Теоретически преимуществами такой компоновки являются компактность и низкая капитальная стоимость.

Однако есть два весьма серьезных нюанса:

1) Система выравнивания уровня масла в картерах компрессоров оснащена простыми поплавковыми регуляторами AC&R, без обратной связи со схемой управления компрессорами (см. рис. 1). Такой прибор на первый взгляд неплох, но для компрессоров без масляного насоса не годится. Его можно применять только в компрессорах с насосом, на котором должно быть установлено реле контроля смазки (РКС). Теперь представим ситуацию, когда несколько компрессоров одновременно требуют долива масла. Очевидно, что быстрее долив произойдет в низкотемпературные компрессоры из-за более низкого давления в их картерах и, следовательно, большего перепада давления. Сколько тогда масла останется среднетемпературным компрессорам? Что в результате досталось клиенту – выход из строя трех подряд (!) компрессоров среднетемпературной секции с диагнозом «разрушение главного подшипника по причине отсутствия смазки» (см. рис. 2).

Вернемся к устройству и показаниям к применению поплавкового устройства AC&R. Принцип работы такого регулятора ничем не отличатся от водяного клапана в туалетном бачке. А теперь вопрос: До каких пор такой поплавок будет выполнять свою функцию, т.е. обеспечивать своевременное выравнивание уровня масла в картере компрессора? Ведь при возникновении проблем с возвратом масла в системе вполне может случиться так, что даже в маслоресивере будет недостаточно масла. Т.е. масло пора доливать, поплавок открыл клапан впрыска, но масла нет, и компрессоры стали работать «на сухую». Кто-нибудь узнает об этой нештатной ситуации? Разумеется, нет, т.к. обратной связи у простого поплавкового регулятора уровня масла AC&R нет. Он не выдает сигнала аварийного отключения компрессора. Дальнейшие результаты предсказать просто. При полном отсутствии смазки постепенно выйдут из строя из-за выработки сопрягаемых поверхностей трения подшипники, привод спирального блока, сами спиральные элементы и т.д.

Официальный представитель фирмы-производителя данной «централи» (между прочим, холодильный инженер по образованию, специально откомандированный в Россию в качестве эксперта!!!) после аварии и замены покупателем испорченных компрессоров за собственный счет предложил следующее техническое решение. ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОДОБНЫХ ПРОБЛЕМ В БУДУЩЕМ !!! Он просто снизил давление всасывания среднетемпературной секции до 1.2 бар (изб.) и добился более равномерного распределения масла (т.к. давления кипения в теперь уже так называемом среднетемпературном контуре и низкотемпературной части установки существенно сблизились). Но давление кипения 1.2 бар (изб.) для R22 соответствует температуре минус 23°C, а это уже область низкотемпературного применения. И в этом случае впрыск жидкого хладагента для промежуточного охлаждения обязателен. В противном случае произойдет перегрев компрессора и масла. Но линии впрыска на среднетемпературных (бывших изначально низкотемпературными моделями ZF с момента изготовления на фирме Copeland) компрессорах были запаяны наглухо на фирме-производителе «централи». Кстати, ПОСЛЕ ВНЕСЕННЫХ «УСОВЕРШЕНСТОВАНИЙ» силами этого западного инженера, ТРЕТИЙ ПО СЧЕТУ КОМПРЕССОР из числа среднетемпературных ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ. При чем низкотемпературные компрессоры как работали, так и продолжают работать дальше без особых проблем.

Это не единственные примеры экономии «на спичках» в конструкции данной «централи», которые однозначно приводят и будут приводить к проблемам с надежностью при такого рода конструкции холодильной системы. Техническая поддержка фирмы-изготовителя свелась к двум чрезвычайно дорогостоящим выездам инженера в Россию и к его «содержательному» заключению:

1) Компрессоры были бракованные («виновата фирма Copeland”);

2) персонал у фирмы-клиента непрофессиональный («в России не может быть грамотных инженеров»), и

3) «вам всем нужно еще очень долго учиться»...

Согласны, учиться нужно. НО УЧИТЬСЯ ИМЕТЬ СОБСТВЕННУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, ЧТОБЫ ОТЛИЧАТЬ ХАЛТУРУ еще на стадии принятия решения: где, что и почему закупать в качестве холодильного оборудования.

А что можно было сделать, чтобы реанимировать данное «мертворожденное дитя»? Ответ: поставить любой надежный регулятор уровня масла с обратной связью, например, электронный регулятор OMA Traxoil, выпускаемый Alco Controls. Разница в цене против регулятора AC&R - мизерная. Зато система бы работала надежнее, и не пришлось бы ТРИЖДЫ (!) покупать компрессоры на замену (их можно и дальше покупать до бесконечности, если кто-нибудь еще не понял, в чем настоящая причина отказов), платить за выезд зарубежной безграмотности в Россию и нести иные материальные и моральные издержки с данным оборудованием перед конечным потребителем.

Пример 2. Низкотемпературная «централь» на полугерметичных поршневых компрессорах сборки другого известного европейского производителя. «Централь» б/у была приобретена после четырех лет эксплуатации, что совсем немного для полугерметичных компрессоров марки Bitzer (см. рис. 3).

Через месяц после начала эксплуатации вышел из строя один из компрессоров. Диагноз – разрушение элементов поршневой группы. Анализ конструкции централи показал, что выравнивание уровня масла осуществляется пассивно – вообще без регуляторов уровня масла. Функция защиты возложена только на РКС. Проверка остальных компрессоров показала, что вышел из строя самый дальний от маслоотделителя компрессор, средний требует ремонта, ближайший – в отличном состоянии. На рисунке 4 показаны характерные результаты – разорванные шатуны.

Если бы при покупке была сделана ревизия с демонтажом и вскрытием всех компрессоров, ее стоимость как раз и составила бы разницу в стоимости централи отечественной сборки и импортной бывшей в употреблении.

По нашему мнению, из этих и многих других подобных случаев стоит сделать следующие выводы:

1) Не следует безоговорочно доверяться известному имени фирмы, ее стажу работы на рынке – «и на старуху бывает проруха».

2) Не всегда западный производитель в состоянии осуществить весь комплекс проектирования, поставки и поддержки клиента; слишком часто срабатывает принцип «продал- и пропал».

3) Перед принятием решения, каким оборудованием укомплектовать тот или иной объект, хорошо бы взглянуть на другие подобные готовые объекты с установленным однотипным оборудованием и с известной достоверной историей их эксплуатации (важен как положительный, так и отрицательный опыт).

4) Разумнее доверять российским производителям (или «сборщикам», как их до сих пор некоторые коллеги, почему-то, не вполне уважительно называют); особенно, если они готовы взять на себя в комплексе проектирование, монтаж, пусконаладку и обслуживание объекта.

5) Полезно собирать из всех возможных источников объективную информацию о грамотных системных решениях, качественных характеристиках составляющих их компонентов и оптимальных способах их применения. Неплохим источником такой информации могут служить семинары фирм-производителей холодильных компонентов, например, компрессоров, автоматики, средств защиты системы и теплообменной аппаратуры. Ведь именно эти фирмы владеют объективной статистикой отказов на нашем рынке («кто виноват?», и «что делать?») и помогут выбрать по-настоящему надежного партнера.

6) Работая с Российским поставщиком вы имеете надежного партнера, который:

   a) несет перед Вами ответственность по договору не только за поставку, но и за монтаж и обслуживание объекта;

   b) расположен намного ближе к Вам, говорит с Вами на одном языке в прямом и переносном смыслах;

   c) мотивирован работать качественно и на долгосрочной основе, потому что никаких других, запасных рынков сбыта в других странах у него на сегодня нет.

К чему мы призываем всех специалистов, заинтересованных в принятии грамотных технических решений? Учиться, учиться и еще раз учиться! Но не коммунизму, а всему тому новому и прогрессивному, что с каждым годом все больше и больше, закономерно и бесповоротно пробивает себе дорогу на российский рынок. Когда потребитель будет обладать достаточной информацией для принятия обоснованного технического решения в пользу того или иного типа оборудования /производителя/ поставщика исходя из реальных, а не мнимых преимуществ того или иного инженерного проекта, тогда и рынок наш станет более цивилизованным, технологичным и конкурентоспособным. В таком случае многие западные фирмы будут вынуждены с большим уважением относится к нашей стране и нашему потребителю. А результат один – халтуры будет меньше.

Фирмы Copeland и Alco Controls со своей стороны готовы внести свою «скромную лепту» в благое дело всеобщего просвещения и приглашают всех желающих принять участие в наших учебных семинарах. Тем более, что это участие бесплатное. Любой, кто заинтересовался данной информацией, может направить заявку на бланке, приведенном ниже, в каком из перечисленных семинаров Вы хотели бы принять участие. Расписание семинаров на 2002 год указано в таблице.

Даты семинаров Copeland и Alco Controls

Место проведения семинара

6-7 февраля, 2002

С.Петербург

26-28 февраля, 2002

Москва

13-14 марта, 2002

Киев

27-28 марта, 2002

Алмата

29-30 мая, 2002

Новосибирск

18-19 июня, 2002

Одесса

9-10 июля, 2002

Калининград

###

 

Г.А. Калачев («Еврохолод»), С.А. Ходжемиров (Copeland GmbH) .

 

«VIV Russia 2017»

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кафедра «Техника низких температур»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции