ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Замороженные овощи - обзор российского рынка"

Статья из журнала "МиЗП" № 3/2002 г.

 

Промышленное производство и, естественно, потребление замороженных продуктов питания в России насчитывает не один десяток лет. Но, в отличие от производства пельменей или мороженого, замороженные овощи и фрукты в промышленных объемах не производились. В социалистическом лагере ответственной за замороженные овощи была Польша, поэтому все замороженные овощи, продаваемые в Советском Союзе, были польскими.

И сейчас замороженные овощи по объемам и в стоимостном выражении значительно отстают от мороженого и, тем более, мясных полуфабрикатов (по разным оценкам рынок мороженого стоит 250-300 млн. долларов, а рынок замороженных полуфабрикатов в два-три раза больше). В связи с тем, что статистика - дело темное, а таможенная - тем более, то по экспертным оценкам участников рынка в России продается замороженных овощей на 60-70 млн. долларов. Но этот сегмент рынка наиболее динамичный. В сезоне 99-00 гг было продано около 35 тыс. тонн, в 00-01 гг - около 40 тыс. и в это сезоне может быть продано 48-50 тыс. тонн (еще раз повторю, что это экспертные оценки).

Этот устойчивый рост вызван несколькими причинами. Первая - удобство приготовления, т.е. все больше покупателей воспринимают замороженные овощи не как заменитель свежих, а как готовые блюда. Подтверждением этому служат довольно большие летние продажи, а ведь в предыдущие годы лето для замороженных овощей было мертвым сезоном. Кроме того, меняется ассортимент потребляемых овощей. Все больше растет спрос на овощные смеси и падает на монокультуры (цветная капуста, фасоль, брокколи). Вторая причина - забота покупателя о здоровом образе жизни, потребляется все больше овощей, в том числе и замороженных. Но тут до стандартов западного потребителя очень далеко, к примеру в Польше потребление замороженных овощей на одного человека составляет около пяти килограммов в год, а у нас - примерно 400 грамм.

ПОЛЬСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Безусловными лидерами на российском рынке являются польские производители. Прежде всего, это «Хортекс». Несмотря на постоянные слухи о скорой кончине «Хортекса», на организационные неурядицы, на продажу двух заводов из четырех, «Хортекс» сумел в прошлом сезоне продать 14,5 тысяч тонн овощей. Абсолютный рекорд «Хортекс» установил в сезоне 1996-1997 гг., продав в России 23 тысячи тонн. Эта марка известна россиянам с давних социалистических времен и у москвичей может вызывать те же ассоциации, что и чай «со слоном», т.е. вкус, знакомый с детства. Надо отметить и стабильное качество, и хорошее соотношение цена- качество. Поэтому бороться с этой раскрученной маркой другим польским производителям очень тяжело.

Первой поставила перед собой такую задачу фирма «Хлодня Згода». Эта частная фирма впервые появилась на российском рынке в 1995 году, а сейчас прочно удерживает второе место, продав в сезоне 2000-2001 года примерно 10 тыс. тонн. «Хлодня Згода» грамотно позиционировала себя на рынке с продукцией дешевле, чем у «Хортекса», на 3-5%. В условиях послекризисного рынка эта тактика оказалась очень успешной. Но сейчас, когда рынок близок к докризисному уровню, эта тактика уже не так эффективна.

Третье место в прошлом сезоне занял «Аграм» с приличным объемом в 4 тыс. тонн. Но удержаться на почетном третьем месте в этом сезоне ему будет очень тяжело.

Особо надо отметить две фирмы: «Хортино» и «Бауэр». Обьединяет их то, что они созданы на базе бывших заводов «Хортекса» в Лежайске и Семятыче. «Хортино» контролируется польским капиталом, работает на нашем рынке второй сезон. В прошлом году, успешно эксплуатируя свою схожесть с «Хортексом» и в названии, и в упаковке, смогло продать 3 тыс. тонн. «Бауэр», чей контрольный пакет принадлежит немцам, появился на рынке только в этом году, и ему еще предстоит доказывать серьезность своих намерений. Но школа «Хортекса» бесследно пройти не могла, и качество продукции у них на высоте.

Общей ошибкой или бедой польских производителей является их отношение к российскому рынку как ненасыщенному и быстрорастущему, т.е. места на нем хватит всем и за это место не надо особо бороться, тратить дополнительные деньги на рекламу и продвижение товара. И если они не изменят свое отношение, то уже в ближайшие годы у них будут серьезные проблемы.

Дополнительную привлекательность этому рынку придает то, что российских производителей очень мало (а серьезных вообще один-два), и подавляющее большинство продаваемых овощей являются импортными - бельгийскими, польскими, венгерскими.

ОТ «КРАСНОЙ СБОРКИ» ДО …

Эти проблемы им попытаются создать российские производители замороженных овощей. Хотя говорить о полноценном российском производстве некорректно, скорее надо вести речь о «красной сборке». Ведь все наиболее ходовые овощи (цветная капуста, фасоль, брокколи, брюссельская капуста) и клубника завозятся из Польши и только расфасовываются здесь. Но довольно большой ассортимент овощей выращивается и замораживается в России - это лук, морковь, свекла, перец, горох, кабачки, баклажаны.

Лидером российских производителей является компания «Хладокомбинат Западный» с торговой маркой «4 сезона». Она является лидером не только по объемам производства (итоги прошлого сезона 4-5 тыс. тонн), но и по грамотной и долгосрочной политике продвижения своего товара. Этому способствует то, что компания имеет свою мощную сеть дистрибьюции.

Самым старым российским сборщиком-расфасовщиком является компания «Ледово». Эта компания расфасовывает грибы, картофель, овощи и смеси под торговой марка «Снежана». Но в этом сезоне перебои с постоянством ассортимента и частые нарекания на качество продукции привели к тому, что «Ледово» воспринимают как серьезного производителя креветок и шампиньонов, но не овощей.

Еще одна российская компания, которая уже не первый год производит замороженные овощи, - ООО «Ленок» (торговая марка «Эликом»). В прошлом году они произвели 1,5- 2 тыс. тонн. Эта компания имеет свою нишу - 5-6 удачных смесей, горошек, перец, баклажаны, кукуруза в початках. В этой нише она успешно конкурирует с польскими производителями. Наиболее ходовые монокультуры у них тоже присутствуют, но скорее в качестве дополнения.

Общим у этих трех компаний является то, что производство у них располагается в Московской области.

В этом году появилось несколько региональных производителей: Томская продовольственная компания (торговая марка «Живица»), рязанская «Ледяная страна» (торговая марка «World Food»), Астраханская компания «Астраханский огород», Михайловский овощной завод. Но объемы производства и ассортимент этих компаний (может быть, кроме томской «Живицы») пока не позволяют говорить о них как о состоявшихся производителях.

Серьезное, почти 50-процентное повышение цен на польскую «заморозку», связанное с неурожаем в Западной Европе на основные овощи и удорожанием таможенных платежей, наверняка приведет к тому, что многие сочтут бизнес замороженных овощей весьма прибыльным и на следующий сезон в эту нишу придут много новых игроков. Хотелось бы предостеречь их, что это весьма затратный и рисковый бизнес. Он требует дорогой морозильной техники, кроме того, затраты на закупку сырья происходят в июле-августе, а основные продажи пойдут с декабря по май, т.е. производственный цикл длится не один-два месяца, как у производителей мороженого или пельменей, не три месяца, как у птицеводов, а шесть-девять месяцев. Рискованный потому, что очень сильно могут колебаться цены у основных игроков - поляков. К примеру, минимальная цена на цветную капусту на протяжении последних 5 сезонов - 40 центов, максимальная - 85 центов.

… ДО «КРАСНОГО ПРОДУКТА»

Но есть одна область «заморозки», в которой российские производители вне конкуренции: там, где рука российского крестьянина не прикасается к выращиванию продукта, - замороженные дикорастущие грибы и ягоды.

Этот сектор рынка еще не сформирован, только в текущем году на прилавках появилось достаточно много замороженных грибов и ягод. Справедливости ради надо отметить, что известный производитель мороженого «Альтервест» уже несколько лет производит замороженную бруснику и клюкву. Но поскольку эти ягоды присутствуют в продаже до поздней весны и в свежем виде, то особой популярностью они не пользовались. Наибольшим спросом пользуется черника, а среди грибов - белый гриб, лисичка, подосиновик. Не все производители имеют скороморозильное оборудование, соответственно, качество и внешний вид их продуктов не соответствуют требованиям рынка.

Лидерами этого сектора рынка являются компания «Матреко-Норге» из Сыктывкара и вышеупоминавшаяся Томская продовольственная компания (ТПК). Компания «Матреко-Норге» выпускает ягоды и грибы в красивых картонных коробках и ориентируется на дорогой сегмент рынка. Продукция Томской продовольственной компании расфасована в красочные полиэтиленовые пакеты подешевле, да и удачно подобранное название торговой марки - «Живица» тоже работает на продажи. Кроме того, ТПК привлекает ассортиментом - калина, облепиха, голубика, смесь пяти лесных ягод.

У всех других производителей качество продукта или упаковки гораздо хуже.

Но в такой лесной стране, как Россия, у этого сегмента рынка большое будущее и большой экспортный потенциал.

###

 

А. Мельник, коммерческий директор группы компаний «Лантан и Ко».

 

«VIV Russia 2017»

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кафедра «Техника низких температур»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции