ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Замороженные овощи – итоги сезона 2005-2006 гг."

Статья из журнала "МиЗП" № 12/2006 г.

 

Продажи замороженных овощей в сезоне 2005-2006 годов составили 120-130 тыс. тонн, в денежном выражении это примерно 250 тыс. долларов.
Если коротко сформулировать итоги сезона, то, на мой взгляд, они будут
таковы:

  1. Замедление темпов роста рынка с 30%, как в два последних года, до 20%.
  2. Рост российских производителей и частных марок российских компаний.
  3. Рост продаж весовых овощей.
  4. Несостоявшаяся сенсация года – экспансия китайцев.

 

«Хортекс» впереди, как всегда

Торговые марки польских производителей по количеству уже уступают торговым маркам российских компаний, но по объемам производства пока еще впереди. Их лидерство обусловлено продажами, прежде всего, овощей компании «Хортекс». Хотя этот сезон был непростым для «Хортекса», компании удалось продать такой же объем, как и в предыдущем сезоне. В прежние годы «Хортекс» мог ничего не делать – его продажи постоянно росли, причем темпы роста были выше, чем у конкурентов, благодаря чему компания увеличивала свою долю рынка. В прошлом сезоне «Хортекс» проводил довольно активную телевизионную рекламу по федеральным каналам, начал продавать весовые овощи, но все это позволило ему только повторить результат предыдущего сезона. Почему продажи «Хортекса» не выросли? Наверное, тут сработали несколько причин: усталость конечного покупателя (хочется чего-нибудь новенького), некоторая потеря интереса оптовиков из-за демпинга (все-таки 33 дистрибьютора – это много), появление у сетей своих частных марок, резкий рост продаж в этих же сетях весовых овощей. Такие тенденции остались и в этом сезоне, так что текущий сезон будет для «Хортекса» непростым, хотя вряд ли кто-то сумеет обойти компанию в абсолютных цифрах продаж.

Другие польские производители следуют за «Хортексом» на значительном удалении. Два бывших завода «Хортекса» расположились рядом. Компании «Хортино» из-за проигранных патентных споров с «Хортексом» пришлось переименовать свою торговую марку в «Полтино». Благодаря тому, что дизайн упаковки остался без изменений, это не нанесло серьезного ущерба продажам. Продукция компании присутствует в московских и питерских сетях, но в регионах представлена слабо.

Зато торговая марка «Бауэр», производимая голландской компанией «Оерлеманс Фудс» на польском заводе в городе Семятыче, хорошо представлена в регионах и московской независимой рознице. Новинки, разумные цены, приятная упаковка позволили «Бауэру» значительно увеличить свои продажи. Но гораздо больше эта компания производит для российских дистрибьюторских фирм и сетей под их частными марками.

Два других польских производителя «Фритар» и «Фелко» сильно отстают от «Хортино» с «Оерлемансом». «Фритар» традиционно выступал как серьезный производитель картофеля фри и шампиньонов, а его овощи всегда продавались гораздо хуже. Перебои с картофелем в конце сезона привели к тому, что марку «Фритар» можно редко увидеть на российских прилавках.

«Фелко» резво начал в предыдущем сезоне, все грамотно сделал для новичка, но в этом сезоне неоднократные повышения цены не позволили ему нарастить продажи. Но покупка завода французским концерном «CEBAB», возможно, изменит ситуацию.

Российские производители

Безусловный лидер среди российских производителей – это компания «Айсбит» со своей торговой маркой «4 сезона». Причем «Айсбит» выпускает не только свою марку, но и фасует замороженные овощи для многих сетей, включая «Перекресток» и «Седьмой континент». В прошлом сезоне «Айсбит» провел рестайлинг своей упаковки, сделав ее более современной и представительной, вывел на рынок новые овощные смеси с мясом, курицей и морепродуктами. А поскольку из-за известных проблем с ветеринарными службами России польские производители не могут ввезти в Россию свою продукцию с мясом, то в этом сегменте «Айсбит» стал монополистом.

Вторым по объемам производства российским производителем является Томская продовольственная компания со своей торговой маркой «Живица».

Эта компания планомерно работает из года в год, от остальных она отличается тем, что пытается сама выращивать овощи для последующей заморозки. Хотя из-за географического расположения это довольно рискованное занятие (неожиданные августовские заморозки погубили почти весь урожай фасоли), но эта позиция вызывает уважение.

Все остальные российские производители, а их уже достаточно много (перечислю торговые марки: «Эликом», «Смак», «Сытый слон», «Витамин», «Фрозен Фудс», «Снежная радуга» и т.д.) либо используют импортное сырье, либо замораживают свежие российские овощи, но сами с сельским хозяйством не связываются.

Частные марки

Замороженные овощи под частными марками (ЧМ) российских компаний присутствуют на рынке уже достаточно давно, но впервые они представлены столь широко и продавались в таких объемах. Все частные марки можно разделить на две группы: ЧМ сетей и ЧМ дистрибьюторских компаний. В прошлом сезоне и в начале этого почти все ведущие сети начали продавать овощи под своими ЧМ, это «Пятерочка», «Тандер», «Перекресток», «Седьмой континент», «Копейка», «Квартал». Пока суммарные продажи не столь велики, но тенденция выражена явно.

ЧМ дистрибьюторских компаний продаются в гораздо больших объемах. Лидер в этом сегменте компания «Инко» со своей ЧМ «Домашние обеды» («Краски лета»). «Инко» уже не первый год расфасовывает свои овощи в Польше, в последние два года на заводе «Оерлеманс фудс» в Семятыче. В начале прошлого сезона эта марка была широко представлена во многих московских сетях, но в силу разных причин (на мой взгляд в первую очередь из-за неправильного позиционирования) ее представленность в сетях уменьшилась.

Как всегда, своей дорогой идет компания «Скайс» с маркой «Зимовье». Эта компания первой выпустила широкую линейку овощных смесей с шампиньонами и на пару лет стала «главной» по шампиньонам. В прошлом сезоне компания выпустила новую серию – «Кулинарный туризм», в которой продолжает свои кулинарные поиски и пытается донести до нашего покупателя вкусы любимых блюд разных стран мира. Если бы в мире «заморозки» проводилась церемония подведения итогов, то уже три года подряд «Оскары» за постоянные творческие новации должны были достаться именно компании «Скайс».

Впервые в прошлом сезоне на рынке появилась ЧМ овощей самого крупного российского производителя мороженого «Инмарко» - «Есть идея», которую тоже фасует «Оерлеманс Фудс». Благодаря собственной мощной сети дистрибьюции почти во всех регионах России, эта марка сразу стала заметной и в некоторых местах потеснила многолетних лидеров «Хортекс» и «4 сезона».

Весовые овощи – кратковременный всплеск или долгосрочная тенденция?

Продолжается рост продаж весовых овощей и фруктов в рознице. По разным оценкам продажи весовых овощей составляют от 5 до 10% от общего объема продаж. Больше всего они продаются в крупных магазинах, где есть место для выкладки овощей. Благодаря чему растут продажи нефасовки? На мой взгляд, тут три основных причины. Первая – они, конечно, дешевле. Вторая – позиция сетей, которые могут выбирать из большего числа производителей и «продавливать» поставщиков по ценам. Третья – конечный покупатель, которому доставляет удовольствие самому выбрать самую «жирную» клубничку. Первая причина будет всегда, а вот вторая и третья могут исчезнуть. Дело в том, что сетям, которые начали продавать свои ЧМ, более дешевый товар ни к чему. (Тем более, наши сети, даже дискаунты, отнюдь не самые скромные в мире по наценкам.) А с третьей причиной борются, как СЭС, так и сети, у которых из-за бесцеремонности покупателей остается много отходов. Поэтому во многих магазинах покупатель уже не может сам выбирать себе замороженные овощи. Весовые фрукты кое-где уже нельзя продавать из-за запрета СЭС, поскольку они употребляются в размороженном состоянии и не проходят термическую обработку.

Качество

Если посмотреть на весовые овощи, лежащие на прилавках, то можно увидеть желтую (а не зеленую) брокколи, черный картофель, цветную капусту размером с виноград и тому подобное. Почему это происходит? Потому что магазин заказывает весовые овощи, а какого сорта они будут и какие критерии сортности, магазин и не знает. Да что там магазин. Автор статьи недавно договаривался с одним из российских производителей о покупке 30 тонн овощей одного вида. Мне прислали коробку образцов, все было отлично, но когда пришла первая фура с товаром, то овощи очень сильно отличались от образцов. На мое справедливое возмущение, производитель коротко ответил: «Качество такое же, как у образцов, не нравится – не бери».

В той же Польше в этом плане все более четко. Все производители «заморозки» в своей работе руководствуются либо польскими нормами PN №__, которые есть на каждый вид овощей, либо директивой ЕЭС 93/43/ЕЕС от 14 июня 1993 года, которая более либеральна по сравнению с польскими нормами. Это вопрос приобретет большую актуальность в ближайшие годы, когда российские производители будут замораживать российское сырье. Хотя, если вспомнить, сколько времени и сил было потрачено на утверждение ГОСТа на мороженое, несмотря на славное прошлое советского мороженого, то с трудом верится в быстрое решение этого вопроса.

Ну, и в заключение о светлом будущем. О том, что оно будет светлым, говорит статистика, ведь у нас в стране потребление замороженных овощей на 1 человека составляет 1 кг в год. В европейских странах потребление – от 4 до 6 кг на человека. Так что правильной дорогой идем, товарищи (или господа).

###

 

А. Мельник

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции