"«Мираторг» ввел в строй автоматизированный низкотемпературный дистрибьюторский центр"
Статья из журнала "МиЗП" № 11/2007 г.
Уникальный для России объект,
расположенный в Домодедовском районе Московской области предназначен для
хранения, приемки-отгрузки и сбора заказов продукции АПХ «Мираторг»,
других производителей продуктов питания, а также для обслуживания
потребностей розничных сетей. Церемония открытия дистрибьюторского
центра состоялась 21 ноября 2007 года. Начиная пресс-конференцию,
организованную для представителей СМИ и партнеров компании, президент АПХ «Мираторг» Виктор Линник отметил:
«На сегодняшний день в России
практически отсутствует инфраструктура, способная обеспечить
качественное низкотемпературное хранение и эффективную складскую
логистику продуктов питания. Большая часть существующих
низкотемпературных складов построена 40-50 лет назад и не соответствует
современным требованиям по эффективности и безопасности. Наличие
современного низкотемпературного дистрибьюторского центра вписывается в
вертикально-интегрированную производственную структуру АПХ «Мираторг», а
также дает нам возможность предоставлять высококачественные и
своевременные складские услуги широкому кругу клиентов». Инвестиции в
строительство дистрибьюторского центра составили 2,5 млрд рублей,
основная часть которых пошла на уникальное низкотемпературное
оборудование и систему автоматизации. Строительство объекта на 40% было
профинансировано за счет собственных средств компании, 40% было
предоставлено в виде кредита Внешэкономбанком («Банк Развития»), 20% -
кредит Международной финансовой корпорации (IFC). Господин Линник
сообщил, что в рамках реализации стратегии регионального развития АПХ «Мираторг»
планирует дополнительно инвестировать в 2008-2010 гг. более 3,7 млрд
рублей в строительство 10 низкотемпературных дистрибьюторских центров.
По его словам, эта сеть охватит крупнейшие российские города. Первый
дистрибьюторский центр в Санкт-Петербурге уже построен, находится в фазе
строительства центр в Калининграде, в ближайшее время планируются к
реализации объекты в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. Поскольку
потребности региональных рынков в низкотемпературном хранении
существенно меньше, чем в Москве, объем единовременного хранения на этих
объектах составит 8-10 тысяч тонн. Порядка 60-70% инвестиций будут
заемными, 30-40% будут инвестированы «Мираторгом». Руководитель
проекта, финансовый директор АПХ «Мираторг» Владимир Маслов рассказал
собравшимся о некоторых технических особенностях объекта и провел по
нему экскурсию. Дистрибьюторский центр был спроектирован немецким
проектным бюро Assmann с соблюдением всех европейских и российских
стандартов и нормативов, а генеральным подрядчиком выступила компания
ENKA Insaat ve Sanayi. Центр разделен на девять основных зон: высотный
склад (11 ярусов, высота 36 метров); зону сбора заказов, интегрированную
в высотный склад; зону долгосрочного хранения; зону хранения рыбы; зону
хранения охлажденной продукции; зону сортировки и буферного хранения;
автомобильную и ж/д платформы, зону переработки товара. Общая площадь
всех объектов составляет 34,5 тысячи квадратных метров. Среди них 3-х
этажный административный корпус, авто-мойка и технический центр для
ремонта большегрузного автотранспорта, розничный магазин, КПП с весами
для автотранспорта и основное здание дистрибьюторского центра площадью
23,5 тысяч квадратных метров объемом хранения 25 тысяч тонн. Также на
территории центра имеется парковка на 100 единиц большегрузного
рефрижераторного транспорта и железнодорожная ветка, которая
заканчивается платформой, расположенной непосредственно внутри здания,
способной вместить до восьми рефрижераторных вагонов и оборудованной
системой поддержания заданного температурного режима. Объект имеет 20
погрузочных доков с регулируемой высотой пандуса, что обеспечивает
возможность оперативной загрузки и выгрузки автомашин различной
грузоподъемности, существенно сокращая транспортные издержки. За счет
высокого уровня автоматизации (до 85%) процессов приемки и отгрузки
товаров грузооборот центра может достигать 90 000 тонн в месяц, что
означает 4-х кратную оборачиваемость запасов, тогда как, по словам
Маслова, на российских складах аналогичной площади грузооборот не
превышает 1-1,5 раз в месяц. Численность персонала центра, работающего в
четыре смены, составит 50-60 человек в смену, что в 3-3,5 раза меньше,
чем на предприятиях аналогичной мощности. На предприятии используется
передовое складское оборудование, поставленное одной из ведущих
компанией в области интегрированных логистических решений Dematic GmbH
(ранее подразделение Siemens AG – прим. ред.). Например, автоматические краны-штабелеры могут обрабатывать до 180 паллет/час (180 тонн/час),
паллетные конвейеры до 135 паллет/час (135 тонн/час), а коробочные
конвейеры до 2156 коробов/час (33 тонны/час). Вся автоматика способна
непрерывно работать в течение 24 часов в сутки, 365 дней в году. При
этом система управления складом WMS в режиме реального времени позволяет
отслеживать и контролировать каждый паллет или короб со всеми
характеристиками товара: дата производства, сроки годности, ветеринарные
сертификаты, вес нетто и брутто, производитель, номер завода и проч.
Особого внимания заслуживает «сердце» низкотемпературного
дистрибьюторского центра - каскадная система холодоснабжения,
спроектированная и смонтированная ведущим мировым производителем
промышленного холодильного оборудования компанией Johnson Controls
(прежнее название – York, прим. ред.), которая позволяет поддерживать в
различных помещениях склада температуру от -24 до +5 °С. Ее мощность
составляет рекордные 4300 кВт. Особенностью данного проекта также
является уникальная система распределения воздуха в высотном складе
(напомним, что речь идет о 36-ти метровом сооружении), позволяющая с
одной стороны добиться точности распределения температур в диапазоне не
более 2-х градусов, с другой стороны, обеспечить скорость движения
воздуха в местах работы людей не выше 1 м/с. В работе системы
холодоснабжения задействовано всего 3,5 тонны аммиака, в то время как на
большинстве российских предприятий аналогичной мощности используется до
40 тонн. Это существенно повышает безопасность и экологичность объекта.
При этом в охлаждаемых помещениях применяется безопасный для здоровья
людей диоксид углерода CO2, а аммиак находится только в пределах
машинного отделения. Для предотвращения промерзания грунта под
камерами с отрицательными температурами предусмотрена система его
обогрева хладоносителем с температурой 20 °C, что позволяет эффективно
утилизировать тепло от холодильных агрегатов. Как считают руководители
АПХ «Мираторг», неоспоримым преимуществом нового дистрибьюторского
центра является его удобное расположение: 12 км от МКАД по трассе М4
«Дон», легкий доступ к основным транспортным развязкам Москвы и области,
наличие железнодорожной ветки. По их мнению, мощности объекта позволяют
на 10-15% сократить дефицит современных низкотемпературных складских
площадей, существующих в Москве и Московской области. «Поскольку
услуги, предоставляемые нашим дистрибьюторским центром, уникальны для
российского рынка, мы наблюдаем большой интерес со стороны ведущих
производителей и розничных сетей, которые заинтересованы в качественном
и безопасном хранении и своевременной обработке своей продукции.
Переговоры со многими из них находятся на заключительной стадии. Порядка
50% мощностей центра мы планируем реализовать на рынке в виде услуг по
ответственному хранению. При этом мы ориентируемся на клиентов,
заинтересованных именно в высоких стандартах качества и высокой
оборачиваемости товара, т.к. это позволит максимально использовать
главные конкурентные преимущества центра», - резюмирует Владимир Маслов.
###
В. Тимофеев
Справка о компании:
Агропромышленный холдинг «Мираторг» основан в 1995
году и занимается производством зерна и комбикормов; производством
свинины; переработкой мяса и производством полуфабрикатов; дистрибьюцией
замороженных и охлажденных продуктов питания; продвижением собственных
торговых марок и брендов партнеров.
Собственные торговые марки «Мираторга» представлены в сегментах рынка
замороженных и охлажденных продуктов питания: «Vитамин» (замороженные
овощи, грибы, смеси, ягоды), «Русский экспресс» (пельмени), «7 Морей» (замороженная,
охлажденная рыба) и «Мясная столица» (фасованное мясо).
В 1999 году «Мираторг» заключил договор с крупнейшим бразильским
производителем мяса и мясных полуфабрикатов - концерном Sadia, став его
эксклюзивным дистрибьютором в РФ. А в 2006 году было создано совместное
предприятия с Sadia по выпуску мясных полуфабрикатов в Калининграде, на
котором в этом году началось производство первых продуктов под маркой «Конкордия».
В 2006 г. консолидированная выручка «Мираторга» составила 14 755 млн
руб. (рост 58,1%). Консолидированная EBITDA (прибыль до уплаты
процентов, налогов и амортизационных отчислений) увеличилась до 966 млн
руб. (рост 85%). |