ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Российская «заморозка» - утопия или реальность?"

Статья из журнала "МиЗП" № 10/2007 г.

 

В прошедшем сезоне в России было продано примерно 160 тыс. тонн замороженных овощей и фруктов, а год назад эта цифра составляла около 130 тыс. тонн. То есть прирост составил около 20%. Казалось бы, показатель достаточно неплохой, но если разбираться глубже, то окажется, что ситуация несколько другая.

В гораздо большей степени выросли продажи весовых овощей. Продажи расфасованных овощей выросли на 10%, т.е. потребление россиянами замороженных овощей растет не так быстро, как ранее и не так, как нам с вами хотелось бы. Весовые овощи составляют сейчас 20-25% общего объема продаж. Конечно, какая-то часть из них попадет к конечному покупателю сразу. Но все-таки большая часть идет в переработку, в консервацию, т.е. попадает к конечному покупателю уже в другом виде. На мой взгляд, это сейчас основная тенденция, определяющая рост нашего рынка.

Еще одна безусловная тенденция – повышение общего уровня цен. Это не ежегодные колебания, когда в один год цена на какую-то культуру резко поднимается из-за неурожая, а на следующий год резко падает. Да, перепады по культурам остаются, но общий уровень цен растет уже на протяжении трех лет. Это тоже сказывается на уровне потребления, будь цены ниже процентов на 20, то и темпы роста рынка могли бы быть выше. Поскольку потребление овощей в Москве и в Санкт-Петербурге близко к насыщению, то основной резерв роста – это вся остальная Россия. А там ценовой фактор играет еще очень важную роль.

От повышения цен мы никуда не денемся. Отмена субсидий на сельское хозяйство в странах ЕЭС, использование сельскохозяйственных земель для производства биотоплива, возможное изменение климата в Европе, повышение уровня оплаты труда в восточноевропейских странах – все это приводит к росту цен. Причем, последний фактор: оплата труда, похоже, скоро будет определяющим. Во время моих встреч с польскими и украинскими производителями клубники этим летом, я слышал от них две жалобы – очень жарко и некому собирать клубнику. Уже второй год сезонные рабочие из Украины и Белоруссии совсем не рвутся в Польшу на заработки.

Каждый год происходит появление новых торговых марок замороженных овощей. Создается впечатление, что скоро каждый мало-мальски серьезный дистрибьютор или сеть будут иметь свою торговую марку. Но мне кажется, что маленькие продажи их быстро отрезвят, ведь рынок довольно насыщен и без вкладывания денег в продвижение этих марок, продаж не будет.

В этом плане очень интересным было появление на нашем рынке нового игрока – компании «Балтимор» со своей «заморозкой». Серьезные просчеты и отсутствие опыта в нашем специфическом бизнесе не позволяют сказать, что «Балтимор» - это овощная культура в «заморозке». Но «Балтимор» учится и продолжает свой проект. Кроме того, автору известны еще две серьезные компании не из мира «заморозки», которые считают этот бизнес весьма интересным, перспективным и собираются вкладывать сюда деньги.

Теперь перейдем к российским производителям. В прошлом сезоне они продали около 45 тыс. тонн. Самые крупные из их – хладокомбинат «Западный», Томская продовольственная компания, «Эликом», хладокомбинат «Восточный», «Покоторг». Казалось бы, 45 тыс. тонн приличная цифра, но объем замороженного в России сырья значительно скромнее – где-то 20-25 тыс. тонн. На данный момент в стране работает три специализированных туннеля по заморозке с приличной производительностью. Все остальные морозят либо в обычных морозильных камерах, либо аппаратах, предназначенных для заморозки мороженого или пельменей. Почему дело обстоит именно так? Не потому что в России нельзя найти деньги на это - сейчас у нас гораздо сложнее найти сырье в промышленных объемах, которое после заморозки будет конкурентно по цене с польским или китайским. Да, в последнее время появляются крупные овощные хозяйства. Но они пока больше сориентированы на продажи овощей в свежем виде. Кроме того, российские производители не имеют опыта и традиций по выращиванию овощных культур, которые пользуются наибольшим спросом при заморозке: цветной капусты, фасоли, брокколи и шампиньонов. Если исходить из стандартных пропорций и общего объема 160 тыс. тонн, то получается, что в России потребляется 24-25 тыс. тонн замороженных цветной капусты и фасоли и 27-28 тыс. тонн шампиньонов. У меня нет официальной статистики по выращиванию этих культур, но думаю, что такого количества фасоли точно нет. А что касается цветной капусты и шампиньонов, то даже если выращивается такое количество, то с учетом потребления в свежем виде, их тоже не хватит. Еще хуже обстоят дела с садовой ягодой. Потребление ягод для переработки ежегодно растет сильнее, чем общий рост «заморозки».

В настоящее время у всех на слуху два крупных проекта по производству замороженных овощей. Один из них – «Русская зима» в Екатеринбурге был с помпой анонсирован пару месяцев назад. Но этот анонс пока вызывает больше вопросов, чем вносит какую-то ясность. Большая заявленная мощность предприятия, отсутствие сырьевой базы, незнание покупателями торговой марки, форма собственности предприятия - вот проблемы, которые ждут этот проект.

Второй проект уже на выходе. Как раз в эти дни компания «Инко» должна открыть первую очередь своего ШОКа (Шебекинский овощной комбинат) в Белгородской области. Мощность завода сейчас составляет 10 тыс. тонн в год. 30% сырья в первый год будут местного происхождения, а 70% - привозного. Через три года эти пропорции должны поменяться. Чтобы этот проект не стал прожектом, «Инко» заключило контракты на поставку сырья с местными фермерами, снабжает их семенами, помогает рекомендациями агрономов. Сейчас на комбинате установлен морозильный туннель производительностью 6 тонн в час, емкость морозильных складов – 11 тысяч паллето-мест. В два ближайших года мощность предприятия должна увеличиться до 30 тыс. тонн.

На мой взгляд, этот проект будет знаковым. Если он получится, то это подтвердит, что грамотный выбор региона, серьезное финансирование, толковый менеджмент, способны в корне изменить ситуацию на отечественном рынке «заморозки».

Поживем – увидим, ждать осталось недолго.

###

 

А. Мельник

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции