ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Ще не вмерла Украiна!"

(О киевской выставке «Холод/мороженое» и не только)

Статья из журнала "МиЗП" № 3/2002 г.

 

В Киеве с 12 по 15 марта состоялись пятые международные специализированные выставки: «Холод/Мороженое и замороженные продукты-2002» и «Укрмясомолпром-2002», которые собрали специалистов мясомолочной промышленности, производителей мороженого, а также специалистов в области производства холодильной техники.

В выставках приняли участие более 180 предприятий из 15 стран мира (Украина, Дания, Россия, Белоруссия, Италия, США, Польша, Австрия, Великобритания, Чехия, Германия, Литва, Нидерланды и Франция).

Организатором выставок традиционно является: «Выставочная фирма «Троян». Мероприятие проводилось под эгидой Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, при специальной поддержке Национальной ассоциации молочников Украины «Укрмолпром» и Ассоциации «Украинское мороженое».

По оценкам организаторов в этом году выставку посетило более 11000 человек, из них более 7000 специалистов. Кроме того, существенно увеличилась выставочная площадь и число участников:

Годы

Экспозиционная площадь

Участвовали

2001

2200 м2

126 фирм

2002

3200 м2

182 фирмы

Программа выставки включала в себя ряд научно-практических семинаров и профессиональный дегустационный конкурс мороженого. Дегустация проводилась специалистами Ассоциаций «Украинское мороженое», «Укрмолпром», Украинского НИИ питания, Госстандарта Украины, Технологического Института молока и мяса Украинской Академии Аграрных Наук. По итогам дегустационного конкурса победителям и призёрам были торжественно вручены дипломы и медали (с полным перечнем медалистов можно познакомиться чуть ниже - прим. ред.).

Теперь немного отвлечемся от выставки и посмотрим, что же происходит на рынке мороженого Украины.

По данным украинского информационно-аналитического журнала «Брутто» на данный момент в стране официально зарегистрировано 130 производителей мороженого (ассоциация «Украинское мороженое» называет более 200 - прим. ред.). При этом за последние три года отмечается увеличение производства на уровне 10% в год. Когда главными производителями мороженого были хладокомбинаты, рентабельность его производства достигала 60%. Сегодня, когда в процесс производства мороженого влились новые фирмы, этот процент несколько снизился, но по-прежнему остается весьма высоким.

Наши коллеги составили своеобразный хит-парад из десяти ведущих украинских производителей мороженого, чей суммарный удельный вес в общем производстве этого продукта на Украине составляет 53,04%:

Предприятие-производитель

Удельный вес в общем производстве на Украине, %

ОАО «Житомирский маслосырзавод» (г.Житомир)

11,09

ОАО «Львовский хладокомбинат» (г.Львов)

6,85

ЗАО «Хладопром» (г.Харьков)

6,05

ОАО «Днепропетровский хладокомбинат» (г.Днепропетровск)

5,99

ЗАО «Геркулес» (г.Донецк)

4,97

ЗАО «Юрия» (г.Черкассы)

3,92

ОАО «Полтавахолод» (г.Полтава)

3,79

ОАО «Лубенский молочный завод» (г.Лубны)

3,65

ЗАО «Бердичев-Холод» (г.Бердичев)

3,50

ОАО «Киевский хладокомбинат №2» (г.Киев)

3,23

Приведенные данные во многом совпадают с оценками специалистов украинского представительства концерна «Тетра Пак». Вот что сообщила нашему журналу Валентина Щербинина - руководитель подразделения продаж оборудования и ингредиентов «Тетра Пак»: «… объем рынка мороженого Украины в 2001 году составил 86500 тонн или 110 млн. долларов США. Основными «игроками» на рынке являются (по итогам 2001г):

Предприятие-производитель

Произведено (тонн)

Доля рынка, %

«Рудь», Житомирский маслозавод

9 700

11

«Ласунка», Днепропетровск

7 800

9

«Геркулес», Донецк

6 800

7

Львовский хладокомбинат

6 200

7

«Хладопром», Харьков

5 950

7

«Снеговик», Днепропетровский хладокомбинат

5 350

6

«Троянда», Луцк

5 600

5

Лубенский молзавод

3 900

4

«Кремез», Кременчугский гормолзавод

3 000

3

«Юрия», Черкасский молзавод

2 900

3

Хладокомбинат No2, Киев

2 600

3

Вышеозначенные производители выработали за 2001 год порядка 60 000 тонн мороженого на сумму около 360 млн. гривен, что приблизительно равно 70 млн. долларов США».

Интересная ситуация на украинском рынке мороженого складывается с импортом. По данным журнала «Брутто» в 1999 году объем ввезенного в страну мороженого составлял 594,73 тонн, в следующем (2000 г.) этот показатель снизился практически вдвое - 291,76 тонн, а в 2001 году опять «подскочил» до 571,5 тонн. При этом наиболее активно импортируется мороженое из России и Литвы. Удельный вес этих стран в общем импорте составляет соответственно 65,46% и 26,42%, т.е. 91,88% всего ввозимого в Украину мороженого. За 1999 - 2001 годы Украина получила 1457 тонн продукции из этих стран на общую сумму в 2291 тысячу долларов США. Таким образом, получается, что украинский потребитель платил за один килограмм импортного мороженого по 1,75 доллара, что при среднем обменном курсе за 2001 год составляет 7,87 гривен, в то же самое время один килограмм «рiдного» украинского мороженого обходится всего в 5 гривен.

Говоря об импорте, не следует забывать об экспорте. Здесь положение дел следующее: в период с 1999 по 2001 годы за пределы Украины было вывезено 1483 тонны мороженого на сумму 1 402 тысячи долларов США. Можно выделить три основные страны, на долю которых приходится 82,58% всего экспорта украинского мороженого - это Чехия (58,59%), Молдавия (16,06%) и Россия (7,93%).

Будем считать, что некоторое представление об украинском рынке мороженого мы получили и теперь самое время более подробно познакомиться с некоторыми из его лидеров. Вот что говорит по этому поводу г-жа Щербинина из «Тетра Пак»:

«Прошедшая выставка показала, что в 2002 году, в связи с качественными и количественными преобразованиями в компаниях-производителях мороженого, ожидается некоторая перестановка сил.

В частности, компания «Ласунка», имеющая сильную дистрибуцию и молодой, энергичный менеджмент, идет по пути работы с более мелкими производителями во многих регионах под своей торговой маркой и сбытом на фоне укрупнения собственной производственной базы.

Лидер рынка, Житомирский маслозавод, не перестает работать над выводом на рынок видов, принципиально новых для Украины (например, премиум-продукт рожок «Империя») и не сдает позиции на традиционно отвоеванных нишах (премиум-продукция на экструзионных линиях «Тетра Пак» - мороженое на палочке «Империя»). Стратегия ТМ «Рудь» ориентирована на прибыльную, разнообразную и качественную продукцию, что оправдало себя и держит Житомирский маслозавод «у всех на устах».

Грамотно и агрессивно ведет себя команда компании «Троянда», имея наработки Донецкого кондитерского концерна «АВК» и приняв управление Луцкой «Трояндой», она работает над расширением производства, приобретая испытанных в прошлом году партнеров (Макеевский «Полюс» и Полтавский «Полтавахолод»), при этом нацеливаясь на специализацию производств по продуктам и объемам.

Безусловно, наработки лидеров будут находить своих последователей, при этом на рынке мороженого Украины есть большой потенциал расширения производства, как по ассортименту, так и объему. Не будет преувеличением сказать, что индустрия мороженого находится на подъеме, как и вся молочная промышленность Украины.

Поэтому логично «переливание» капитала из других отраслей, при этом на рынок мороженого выходят молодые и по-хорошему агрессивные менеджеры и владельцы предприятий, как-то, объединение «ЛуганскХолод», где проблемы накопившиеся на предприятиях объединения требуют энергичных решений.

Для новых-старых производителей, как и в целом по отрасли, самой актуальной остается проблема кадров. И не только инженеров, технологов, маркетологов, руководителей дистрибъюторских компаний и менеджеров среднего звена, но и консультантов и аналитиков.

Большинство компаний готовы платить большие деньги за квалифицированных людей с опытом работы, но этих людей практически нет. Выход один - готовить своих специалистов и не «изобретать велосипед». Мировой, европейский и российский опыт производства мороженого, пересмотренный с позиций рыночных реалий Украины - это то, что могут и должны подсказать производители оборудования, такие как «Тетра Пак», предоставляющие весь комплекс услуг - от оборудования и технологий, от консультантов-производственников до индивидуальных разработок всей цепочки производства и дистрибуции.».

В этом году в название выставки добавилось словосочетание «замороженные продукты». Надо полагать, что раз появилась новая тематика, значит к ней есть интерес. Судя по собственным впечатлениям, полученным от посещения киевских магазинов, эта отрасль пищевой промышленности Украины находится на стадии становления: в продаже практически нет отечественной «заморозки» и пока низкотемпературные прилавки заполнены импортной продукцией (Hortex, Dujardin, Aviko, Frosta и т.п.). Вот что по этому поводу отмечает журнал «Брутто»: «Производство быстрозамороженных продуктов демонстрирует свои успехи по всему миру, но пока не у нас». Далее журналисты приводят две причины, объясняющие такое положение дел. Первая - производство замороженных продуктов требует больших капиталовложений и вторая - это низкая покупательная способность населения. «Заморозка» пока не продукт первой необходимости. Вместе с тем, отечественные производители на Украине все же есть. Вот лишь некоторые из них: «Артика», «Дисконт» (торговая марка «Шарм»), «Топ-Трейд» (торговая марка «Берика»), «Сим-Сим», «Геркулес», СПД Луцюк В.А. (торговая марка «Левада»), «Цун-Дон»… Те из них, кто участвовали в выставке, судя по всему, остались довольны. Вот, что сообщил нашему журналу директор по маркетингу фирмы «СПД Луцюк В.А.» Анатолий Кобылянский:

«Наши впечатления о выставке «Холод/Мороженое и замороженные продукты» самые прекрасные. Это великолепная возможность представить продукцию
собственного производства - ТМ "ЛЕВАДА" (пельмени, вареники, полуфабрикаты). Это возможность пообщаться с партнёрами, продвигающими нашу продукцию по всем регионам Украины. Это обмен опытом между коллегами, занимающимися бизнесом замороженных продуктов и мороженым.
Желательно более широкое освещение в республиканских СМИ Украины выставок такого ранга, масштаба и значимости.».

Отрадно, что все больше российских производителей мороженого обращают свои взоры на «западного соседа». Пожалуй, наиболее активны в этом плане представители Санкт-Петербурга. Например, «Петрохолод» уже не первый год участвует в киевской выставке и похоже уделяет украинскому рынку особое внимание. Об этом говорит хотя бы тот факт, что все дни на стенде присутствовал лично генеральный директор - Б. Какабадзе. Еще один питерский производитель - «Хладокомбинат №1» пошел по другому пути и демонстрировал свою продукцию через киевскую фирму «Вега», которая является их генеральным представителем и импортером на Украине.

В этом году, посетители и участники выставки впервые познакомились с мороженым, «АльтерВЕСТ». Стенд подмосковных производителей ни минуты не оставался без внимания и, скорее всего, уже этим летом, мороженое с улыбающимся солнышком (логотип фирмы) будет широко представлено в торговой сети украинских городов.

Возможно, в 2003 году киевлян ждет встреча с еще одним российским производителем мороженого - фирмой «Метелица». Все будет зависеть от впечатлений, которые получил директор по маркетингу этой компании М. Нестеров, замеченный нами среди посетителей.

Своеобразный десант на выставку устроили и российские производители оборудования для производства и продажи мороженого: В. Солдатов («Простор Л», г. Королев), Л. Венчакова («Универсал-99», г. Коломна), Е. Кукушкин («Завод им. Серго», г. Зеленодольск), А. Дьяконов («Керриер Трансиколд», г. Москва).

И последнее. Если у Вас, уважаемые читатели, возникли какие-либо вопросы по украинскому рынку мороженого и замороженных продуктов, то обращайтесь к нам: все материалы есть в редакции. Не сможем помочь сами, порекомендуем Вас Ассоциации «Украинское мороженое».

###

 

В.А. Тимофеев

Редакция благодарит выставочную фирму «Троян», коллектив информационно-аналитического журнала «Брутто», Ассоциацию «Украинское мороженое» и киевское представительство концерна «Тетра Пак» за помощь в подготовке данного материала.

 

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции