ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Рынок мороженого в 1997 – 2000 годах"

Статья из журнала "МиЗП" № 1/2001 г.

 

Состояние российского рынка мороженого в 1997-2000 годах в наиболее общем виде характеризуется существенным увеличением его объема относительно уровня середины девяностых годов, сокращением импортных поставок мороженого, качественным и количественным изменением ассортимента предлагаемой продукции, ужесточением конкуренции между участниками рынка.

В 1999 году объем рынка мороженого достиг отметки в 367,1 тысяч тонн, что соответствует 144,2% объема рынка 1996 года. При этом импорт мороженого сократился с 33,3 тысяч тонн в 1996 году до 11,2 тысяч тонн в 1999 году, и его доля в объеме рынка уменьшилась с 13,1% до 3%. Таким образом, рост рынка мороженого был обеспечен динамичным развитием производства внутри страны.

Во второй половине девяностых годов "старые" хладокомбинаты осуществили полную или частичную модернизацию производства, установив современное, соответствующее мировым стандартам высокопроизводительное итальянское и датское оборудование. Очевидная выгодность производства мороженого - высокая рентабельность и быстрая оборачиваемость капитала, - подтолкнули к перепрофилированию предприятий различных подотраслей пищевой промышленности и развитию негосударственного сектора производства мороженого. Характерным явлением этого периода стало переливание торгового капитала в промышленный: ряд крупных оптовых фирм, яркими представителями которых являются фирмы "Инмарко" и "АльтерВест", построили собственные фабрики мороженого или же стали собственниками (сособственниками) уже существующих хладокомбинатов. Крупные иностранные компании - "Нестле Фуд", "Баскин Роббинс" открыли свои производственные филиалы на территории России, а корпорация "Юнилевер" организовала размещение производства своей торговой марки мороженого "Альгида" на российских предприятиях "Айснар" и "АльтерВест". В результате объем производства мороженого вырос на 63,6% относительно уровня 1996 года, составив 357,5 тысяч тонн.

Рост производства мороженого сопровождался значительными ассортиментными сдвигами. Сегодня уже никого не удивишь обилием любительских сортов сладко-холодного продукта и красочным оформлением упаковки. Успешно работающие хладокомбинаты предлагают до 80 сортов порционного мороженого, среди которых замороженный фруктовый сок, йогуртовое и творожное мороженое, мороженое с медом, медовыми сотами, маком, фруктами, жевательной резинкой. Весьма разнообразна и форма мороженого - брикеты, стаканчики, батончики, трубочки, эскимо различных конфигураций (елочка, сердечко, ягодка, сахарная косточка), сэндвичи, креманки-игрушки. Для крупных фирм стало традиционным ежегодное пополнение ассортимента новинками сезона: в 2000 году ими в среднем осваивалось 5-6 видов новых любительских сортов мороженого. Бумажную упаковку мороженого, характерную для "доперестроечных" времен, вытеснили современные материалы, среди которых наибольшей популярностью у производителей мороженого пользуется яркая полипропиленовая пленка.

Однако уже в 1999 году в отрасли стали нарастать кризисные явления, проявившиеся в замедлении темпов роста производства. В 2000 году они привели к более тяжелым последствиям - наметился спад производства и соответственно сужение объема рынка мороженого. Госкомстат РФ к концу III квартала 2000 года зафиксировал спад производства на 6% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года (за январь-сентябрь 2000 г. было произведено 290 тыс. тонн мороженого). Данный факт является еще одним подтверждением прогнозов снижения объемов выпуска продукции в 2000 г. на 5-8% по сравнению с 1999 г. Эти явления были вызваны как внешними, так и внутриотраслевыми факторами.

- Мороженое, как известно, относится к товарам с высокой эластичностью спроса по доходам. А с доходами у россиян после кризиса 1998 года дела обстоят неважно. Уровень реально располагаемых денежных доходов упал в 1998 году на 11,9%, а в 1999 году - на 25,8% относительно уровня 1996 года. Таким образом, в 1998-1999 годах динамика рынка мороженого и жизненного уровня населения имела противоположную направленность, что не могло не привести к естественному разрешению этого противоречия через сокращение объемов производства.

- Следующим фактором наметившегося кризиса является сохраняющаяся ярко выраженная сезонность потребления и, как следствие, производства мороженого в России. В 1999 году общероссийское производство мороженого распределялось по сезонам года следующим образом: зимние месяцы - 12,6%, осенние - 16%, весенние - 28,7%, летние - 41,7% годового объема. Причиной столь нерационального использования производственных мощностей предприятий является сложившееся соотношение порционного, семейного и весового мороженого в структуре рынка, где порционное мороженое составляет более 90%. В развитых европейских странах и США это соотношение принципиально иное. Доля весового и семейного мороженого, потребление которого не зависит ни от погодных условий, ни от времени года, колеблется вокруг отметки в 70%. Такая структура рынка мороженого позволяет довести уровень производства до 12-20 кг в год на одного человека, в то время как в России этот показатель на сегодняшний день составляет лишь 2,5 кг.

- И, наконец, нельзя не сказать о таком факторе давления на рынок мороженого, как конкуренция со стороны товаров-субститутов - кондитерских изделий, безалкогольных напитков, пива, чипсов, спрос на которые поддерживается агрессивной рекламой, в том числе телевизионной.

В условиях явного "перегрева" рынка мороженого неизбежно нарастает накал конкурентной борьбы, которая идет по нескольким направлениям: между российскими и иностранными компаниями, между производителями дорогостоящего высокотехнологичного мороженого и дешевого, но менее качественного, между производителями различных регионов России. Очевидно, что жизнестойкость каждой конкретной компании во многом будет зависеть от уровня эффективности работы ее маркетинговых служб - владении информацией о состоянии и потенциале развития общероссийского и региональных рынков мороженого и умелого ее использования при выработке ассортиментной и ценовой политики, а также при выстраивании схем продвижения продукции. Перспективы же развития российского рынка мороженого в целом будет определяться тем, насколько быстро будет формироваться система баров и кафе-мороженое, а также прививаться россиянам традиция потребления семейного мороженого.

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ К СТАТЬЕ

 

Динамика ежемесячного производства мороженого в России в 1999 г., %

Структура использования упаковочного материала при производстве мороженого в России в 1999 г., %

Объем рынка мороженого в 1996-2000 гг. (1996 - 100%)

Новинки сезона 2000 года

ОАО "Татарское объединение "Холод" (9)

"Фея" - сливочное шоколадное с белой глазурью и вафельной крошкой в вафельном стаканчике

"Маскарад" - сливочное с белой глазурью и изюмом в вафельном стаканчике

"Арктика" - пломбир  шоколадный с белой глазурью и изюмом в вафельном стаканчике

"Фортуна" - пломбир с фруктовым сиропом в вафельном стаканчике

"Триумф" - пломбир с шоколадной глазурью и орехами в вафельном стаканчике

"Сонет" - эскимо сливочное в шоколадной глазури

"Шоколадница" - эскимо пломбир шоколадный в шоколадной глазури

"Тулпар" - эскимо шоколадный пломбир в шоколадной глазури

"Фламинго" - пломбир в ароматической белой глазури

ОАО "Белгородский хладокомбинат" (8)

"Пиколо" - эскимо сливочное в шоколадной глазури с орехами

"Бибиру" - эскимо крем-брюле в белой глазури

"Фрутил" - эскимо фруктовый лед

"Вечерок" - двух видов:сливочное с мармеладом ; сливочное в креманке

"Денек" - фруктово-ягодное в креманке

"Ночка" - двух видов: сливочное с орехом; сливочное шоколадное с орехом в креманке

ОАО "Айс-Фили" (7)

"Фруктовый лед" - эскимо "Яблоко", "Цитрус", "Тропик"

"Фруктовая свежесть" - замороженное фруктово-ягодное пюре

"Бородино" - трубочка крем-брюле в глазури

"Щелкунчик" - трубочка в ореховой глазури

"Фунтик" - сливочный рожок

АООТ "Сервис-Холод" (6)

"Белое солнце" - батончик сливочный шоколадный в ванильной глазури

"Терем-теремок" - двух видов: батончик сливочный слоеный в шоколадной глазури с карамелью и вафельной крошкой; батончик сливочный слоеный во фруктовой глазури с джемом и вафельной крошкой

"Буратино" - сливочное с орехом в бумажном стаканчике

"Пьеро" - сливочное шоколадное с орехом в бумажном стаканчике

"Мальвина" - сливочное ароматизированное с джемом и вафельной крошкой

ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" (5)

"Бомба" - эскимо с шоколадной глазурью и вафельной крошкой

"Льдинка" - фруктовый лед

"Морсик" - двухслойный фруктовый лед

"Мячик" - сливочное, шоколадное в пластиковом мячике

"Кубик" - сливочное с джемом в пластиковом кубике

ОАО "Мясомолторг" (5)

"Ежка" - два вида: эскимо сливочное и сливочное шоколадное в глазури с вафельной крошкой

"Торопыжка"  - эскимо сливочное в шоколадной глазури с четырьмя видами наполнителей:  персиком,  земляникой, вишней, абрикосом

"Голливуд" - эскимо сливочное шоколадное в шоколадной глазури

"Белый парус" - эскимо сливочное крем-брюле в белой глазури

ОАО "Липецкий хладокомбинат" (4)

"Ух-ты" - эскимо пломбир двухслойный в шоколадной глазури

"Освежись" - эскимо сливочное в вишневой оболочке

"Любо-дорого" - эскимо сливочное в белой глазури с маком

"Вкус - 2000" - эскимо пломбир  со сливовым джемом в шоколадной глазури

ОАО "Ижмолоко" (4)

"Никита" - эскимо двухслойный  пломбир со вкусом  клубники в шоколадной глазури

"Айсберг" - сливочное эскимо в белой глазури

"Галактика" - эскимо сливочное в шоколадной глазури с вафельной крошкой

"Радужное" - сливочное в цветной ароматической глазури

АООТ "Петрохолод" (1)

"Чемпион" - батончик крем-брюле в карамельной глазури

ОАО "Холод" (1)

"Волшебное" - вафельный рожок с карамелью и шоколадной глазурью

ОАО "Волгомясомолторг"

Новинок в 2000 г. не было


###

 

Смирнова Вера, эксперт, Консультационный Центр "ИРБИС"
По материалам доклада "Российский рынок мороженого"

 

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции