ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Рынок замороженных полуфабрикатов из овощей"

Статья из журнала "МиЗП" № 5/2006 г.

 

В апреле 2006 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило проведение исследований «Рынок соков в России», «Российский рынок плодоовощных консервов» и «Российский рынок замороженных полуфабрикатов из овощей». По просьбе Ассоциации Российских производителей мороженого и замороженных продуктов Александр Болтавин, генеральный директор и директор по исследованиям DISCOVERY Research Group, сделал аналитическую статью по результатам исследования рынка замороженных полуфабрикатов из овощей.

 

Рынок замороженных полуфабрикатов из овощей – это один из крупных и динамично развивающихся сегментов рынка замороженной продукции в России.

Оценки емкости российского рынка замороженных полуфабрикатов из овощей сильно разнятся, что, прежде всего, вызвано включением в объем рассматриваемого рынка сегмента ягод, который в одних случаях относят к рынку замороженных фруктов.

В 2005 г., по имеющимся данным, объем рынка вырос до 135 тыс. тонн. Однако нужно заметить, что существуют и менее оптимистичные оценки, в соответствии с которыми, емкость рынка 2005 г. достигла лишь отметки 120 тыс. тонн. По нашему мнению, такие различия в показателях – это результат отсутствия единой оценки темпов роста рынка.

Диаграмма 1. Динамика объема российского рынка замороженных полуфабрикатов из овощей, ягод и грибов в 2003-2007* гг., тыс. тонн.

При этом, если учесть, что замороженные овощи (моноовощи, овощные смеси, картофель и грибы) занимают порядка 90% от суммарного объема рынка замороженных овощей и фруктов, то получается, что в стоимостном выражении объем рынка только замороженных овощей в 2005 г. составил $108-135 млн, что эквивалентно примерно 120-126 тыс. тонн.

Необходимо отметить, что с каждым годом акценты потребительского спроса смещаются в пользу замороженных овощей.

За последние 5 лет темпы роста рынка (как в стоимостном, так и в натуральном выражении) возросли приблизительно в 1,5 раза и в настоящее время составляют около 20-25% в год, а по некоторым оценкам даже 30-40% в год.

Диаграмма 2. Динамика объема российского рынка замороженных овощей в 2004-2007* гг., тыс. тонн.

Такой же высокий рост рынка замороженных овощей в мире наблюдается еще только в странах Центральной Европы – например, в Польше, где в 2004 г. он составил 10 %. Большие надежды подает и рынок стран Азии. А в странах Западной Европы рынок замороженных овощей уже подошел к насыщению и поэтому демонстрирует гораздо более скромную динамику роста – 2-4% в год. Однако, в связи с частыми природными катаклизмами в последние 2 года (засухи, наводнения и т.д.), эксперты не исключают вероятность того, что спрос на замороженную продукцию в Западной Европе возрастет (т.к. цены на свежие овощи и фрукты поднимутся).

Темпы роста рынка замороженных овощей в крупных городах и регионах различны. Так, по мнению экспертов, в Москве и С.- Петербурге рассматриваемый рынок близок к насыщению, а потому темпы его роста замедляются. Иначе ситуация обстоит на региональных рынках замороженных овощей, потенциал роста которых достаточно высок.

На текущий момент внимание производителей овощных смесей больше акцентировано на таких федеральных округах, как Центральный, Северо - Западный, Уральский и Южный, однако их инвестиционные проекты также связаны и с другими регионами России.

Темпы роста объемов потребления замороженных овощей в регионах уже в 2003 г. были выше, чем в Москве. В регионах темп роста объемов потребления составил 44 %, в Москве — 40 %. Основным фактором роста в регионах следует в первую очередь считать привлечение новых покупателей, а также повышение интенсивности потребления у тех, кто уже отдал предпочтение этим продуктам. Что же касается Москвы, то здесь главную роль играет второй фактор, т.к. уже в 2003 году 68% всех семей хотя бы раз покупали замороженные овощи (а 8% - замороженные фрукты). Это очень высокий показатель привлеченных клиентов. Например, в Санкт-Петербурге таких семей было – 48 % и 3 % соответственно, в то время как в среднем по России эти показатели составляли 27% и 3%. Разница между распространенностью этих категорий в крупных городах и в регионах велика; вместе с тем в России существует определенный потенциал для их развития. Также очень важно отметить, что, несмотря на отличия в абсолютных цифрах, во всех регионах наблюдается рост популярности замороженных овощей и фруктов.

Потребление замороженных фруктов, а также темпы роста этой категории, находятся на гораздо более низком уровне, по сравнению с категорией овощей.

Также нужно отметить, что спрос на замороженные овощи претерпевает сильные сезонные колебания – летом потребительский спрос падает в 2-3 раза. На зимние и первые весенние месяцы приходится пик продаж – в марте-апреле (сказывается нехватка и дороговизна свежих овощей на прилавках), затем происходит значительное снижение - в августе-сентябре (новый урожай свежих овощей), и опять начинает свой рост с октября месяца. По мнению экспертов, начиная с 2002 г. глубина спада объемов продаж замороженных овощей в летние месяцы (начало осени) постоянно уменьшается, т.е. доля потребителей этих продуктов растет не только в сезон пикового потребления, но и в период спада.

Почти три четверти населения России — 73,4 % от общей численности населения — считают овощи и фрукты наиболее здоровой пищей. Однако, во время так называемого «не сезона», как отмечают специалисты, полезность и качество свежих овощей и фруктов ставятся под большое сомнение. С целью получения более богатого урожая или для сохранности продукции при ее длительной транспортировке и/или хранении, овощи и фрукты часто обрабатываются специальными веществами. В результате в продуктах образуется повышенное содержание нитратов, наличие пестицидов и т.д. А потому в настоящее время (в «не сезон») в России все более популярными становятся замороженные полуфабрикаты, в частности, замороженные овощные смеси.

Ассортимент замороженных полуфабрикатов из овощей на российском рынке сегодня велик: цветная капуста, брюссельская капуста, капуста брокколи, зеленый горошек, фасоль, зерна и початки кукурузы, шпинат, морковь, овощные смеси (гавайская, китайская, мексиканская, летняя, весенняя, для супа и др.), спаржа, картофель фри и прочие.

По результатам исследований в целом по России наиболее популярными на рынке замороженных овощей, грибов и ягод являются овощные смеси - им отдают предпочтение около 30% россиян. Далее в рейтинге по популярности замороженных овощей и ягод находится цветная капуста – 28% потребителей, стручковая фасоль и шампиньоны– 24% и 15% соответственно. Ягоды в России пока не так популярны, как в других странах, однако, как было отмечено раннее, их доля на российском рынке растет значительными темпами. Самый низкий спрос на российском рынке предъявляется на замороженный картофель. При его высокой стоимости (35 - 45 рублей за 900-граммовую упаковку, по данным на начало 2005 г.) вкусовые качества продукта оставляют желать лучшего.

Диаграмма 3. Популярность замороженных продуктов по видам в России, % от числа опрошенных респондентов.

Аналогичную картину можно наблюдать на московском рынке, где овощные смеси предпочитают 25 % потребителей, а среди моноовощей лидируют все та же цветная капуста, стручковая фасоль и грибы (шампиньоны).

В целом же можно предположить, что в ближайшее время темпы роста российского рынка замороженных овощей будут продолжать расти или, по крайней мере, сохранятся на прежнем уровне. Прежде всего, это связано со стремлением людей к здоровому образу жизни, здоровому питанию, и, конечно, с ростом благосостояния населения России. Так, в 2005 г. реальные денежные доходы населения возросли по сравнению с 2004 г. приблизительно на 8%.

###

 

А. Болтавин, генеральный директор DISCOVERY Research Group

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции