ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Пицца в России: выше всех "Звездный"

Статья из журнала "МиЗП" № 4/2003 г.

 

Рынок пиццы: продажи растут, лидеры меняются.

Рынок быстрозамороженной пиццы, еще три года назад казавшейся ассортиментным товаром на пельменных задворках, стремительно набирает обороты; ежегодный прирост - от 25 до 30%. Причем здесь, в отличие от других сегментов продовольственного рынка, почти безраздельно господствуют российские производители и торговые марки (несмотря на бросающуюся в глаза «иностранность»).

НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПИЦЦЫ В РОССИИ

Пицца, как известно, родилась в Неаполе как самое дешевое блюдо на столах многодетных, но неунывающих бедняков. Лепешка теста, рыба, овощи и помидоры - все это в Королевстве обеих Сицилии водилось в изобилии. Со временем она распространилась по Италии, вошла в дома аристократов, украсившись ароматным сыром, свежей ветчиной, грибами и другими яствами.

При этом приготовление пиццы никогда не знало обязательных рецептур и жестких правил. Везде ее делали по-своему, в соответствии с местными привычками и традициями. Неудивительно, что везде она стала «своей».

И мы - не исключение. Наша пицца, безусловно, «русская».

Сегодня рынок пиццы в России делится примерно надвое.

С одной стороны, пицца «настоящая», природная, итальянская - с тонким плотным коржом и богатой начинкой из ветчины, оливок, шампиньонов, ананасов, сладкого перца и сыра «Моцарелла».

С другой - пицца «русская» - «пиццеброд» - толстая хлебная лепешка (по существу, лаваш) с колбасой, сыром и зеленью, старательно вымазанная по краям томатной пастой и завернутая в прозрачную пленку. Очевидно, что в сознании покупателей переход от советского бутерброда к европейской пицце завершился еще не полностью.

И тот, и другой продукт в ценниках называют пиццей, хотя стоят они по-разному. «Пиццеброд» в розничной торговле можно купить и за 15, из 40 рублей, «европейская» пицца подороже - от 35 до 120-150 рублей за упаковку 350 грамм.

По данным агентства «Бизнес Аналитика» доля пиццы на рынке быстрозамороженных продуктов Москвы составляет 25,2%, и покупают ее почти половина населения - 48,3% (против 27,1% в среднем по стране).

ПИЦЦА НАШЕЙ МЕЧТЫ

По каким признакам мы выбираем пиццу? Какой хотим ее видеть?

По данным агентства «RОМIR monitoring», главным критерием выбора являются вкус и цена - так считают 46,4% и 35,9% потребителей. Говоря о вкусе, они чаще всего имеют в виду вкус начинки, а не теста.

В то же время, по данным исследований агентства «Бизнес-Аналитика» вкус важен для 78,2%, внешний вид - для 37,1%, а цена - всего лишь для 24% респондентов.

Специалисты утверждают, что до конца этим данным верить трудно, ибо человек грешен - склонен выдавать желаемое за действительное. Вкус определяет многое, однако ценовой фактор на деле играет большую роль, чем это признает покупатель. Подсознательно он ориентируется на «свою» цену и заставляет себя «любить» именно тот продукт, что ему по карману. Очевидно, что элитная импортная пицца стоимостью 120 рублей за 320 грамм покажется вкусней и любителю самопального «пиццеброда» с оптового рынка.

Главной причиной, по которой москвичи приобретают пиццу, стал тот факт, что это «универсальный продукт, подходящий всем, для всей семьи». Так считает 53,2% опрошенных. Основное достоинство - это вкусное полноценное блюдо, легкое в приготовления в печи СВЧ или духовке.

Зачем мы покупаем пиццу? Вопрос может показаться излишним. Ответы, тем не менее, достаточно неожиданны:

  • перекусить дома - 40%;
  • когда нет времени на приготовление других продуктов - 21,1%;
  • когда устали или просто лень - 11,2%;
  • перекусить на работе - 10,6%.

Таким образом, покупатель абсолютно уверен, что пицца, по определению, - домашний fast food. И этому есть основания. В России издавна в каждом доме пекли свои пироги, сдобы, кулебяки и расстегаи. Времена меняются, свободного времени становится все меньше, но привычки остаются. Хочется иметь собственную горячую выпечку, как говорится, с пылу-жару. Именно поэтому пицца находит такой широкий отклик у покупателей.

Половина из них готовит пиццу в духовке, в основном это дамы в возрасте, для которых главное - чтобы пицца получалась ароматная, хорошо прожаренная, сочная и с хрустящей корочкой. Молодежь и мужчины всегда спешат и потому предпочитают микроволновку, главным ее преимуществом называя скорость готовки.

Какую пиццу мы любим больше других. Что хотим видеть внутри?

Как и можно было предположить, наибольшей популярностью и авторитетом пользуется пицца, максимально приближенная к обычному бутерброду, - с ветчиной и колбасой - ее доля среди «сестер» составляет 46,6%. На втором-третьем месте - пицца с начинкой из грибов и сборная «Ассорти» 17,3% и 17,2% соответственно. Далее, с большим отрывом идут пиццы с мясом - 7,5%; вегетарианская - 5,7%; с морепродуктами - 3,8% и сыром -1,9%.

Удивительно, но факт: безнадежным аутсайдером оказалась пицца с сыром - притом, что ни один другой вид пиццы не обходится без сыра в качестве дополнения к основной начинке.

ПИЦЦА. Я ТЕБЯ ЗНАЮ....

По данным «RОМIR monitoring» лидером рейтинга спонтанной известности производителей пиццы является экспериментальный кондитерско-булочный комбинат «Звездный»: 45,9% опрошенных москвичей назвали его сами, без какой-либо подсказки, причем 33% - первым среди всех, кого вспомнили (всего отмечено 40 компаний).

Показатели известности с подсказкой (когда покупателям предлагали просмотреть готовый список и выбрать в нем тех, кого они знают) также показывает лидерство «Звездного» - 73,3%, что почти вдвое больше, чем у «серебряного» призера - пиццы «КОК» с 44,5%.

В разрезе конкретных торговых марок ситуация иная, здесь впереди «Фантазия» и «Морозко» - с 22,6% и 22,3%.

ПИЦЦА, КОТОРУЮ МЫ ВЫБИРАЕМ

Знание знанием, но для производителя гораздо важнее, чтобы его пиццу покупали. Исследование агентства «Бизнес-Аналитика», проведенное в 12 городах-миллионерах подтверждает: на рынке противоречий не бывает. Лидером продаж является та же пицца «Звездного», кстати, единственная, выпекаемая в России по «природной» итальянской технологии в каменной печи, В Москве ее доля рынка по объему продаж составила 23,9%, а дистрибьюция - 36,6%.

На втором месте, вплотную за лидером, идет   пицца «Фантазия» производства компании «Солим Гарант», ее доля рынка - 19,9%.

Далее следуют пицца «Морозко» производства «Фабрики  замороженных полуфабрикатов» (13%) и два «однофамильца» - пиццы «Что надо», первая - компании «Орлов и Маринетти» (7,9%), вторая - фирмы «КОК» (7,3%). Остальные - в догоняющих.

В Петербурге сложился свой, отличный от столицы, рынок. Здесь по объемам продаж и доле рынка впереди «Фабрика замороженных полуфабрикатов» с торговыми марками «Морозко» и «РиМиО» - ее доля рынка по объему продаж составила 37,4%, а дистрибьюция - 45,6%. На втором месте - пицца «Круззо» компании «Дока-БВП» - 31,8% и 44,9%.

Что касается регионов, то там борьба идет между национальными и местными производителями.

В Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Омске безусловно лидирует пицца «Звездного». В Волгограде - местная компания «Прод-Торг» с пиццей «Век», в Перми - «Фабрика замороженных полуфабрикатов» с  «Морозко», в Челябинске - «Дока-БВП» с «Круззо», в Красноярске -  «Пицца Файнд» с «Романтикой». Во всех этих городах на втором месте - все тот же «Звездный».

За счет чего он вышел в лидеры? На этот вопрос отвечает начальник Управления продаж ОАО ЭКБК «Звездный» В.И. Белых:

- Рынок пиццы - явление достаточно новое и перспективное. Главное, чего мы активно добивались и, судя по всему, добились - соответствие пиццы запросам потребителя по критерию «качество-цена». Итальянское оборудование позволило нам сделать это. Другой важнейший фактор - широкая сеть партнеров по всей России, объединившая компании-лидеры по продажам быстрозамороженной продукции. Большую роль сыграл рост представленности в крупнейших торговых сетях Москвы и других магазинах. Как следствие, в 2002 году продажи выросли на 58%. Сегодня наш ассортимент включает одиннадцать видов - четыре пиццы класса «премиум» и семь - торговой марки “Casa Nostra”.

ПИЦЦА, ГДЕ ТЕБЯ КУПИТЬ?

В Москве и Петербурге пиццу можно встретить во всех местах продаж, хотя и в разных пропорциях:

  • в супермаркетах - 20,3% и 16,9%;
  • в традиционных магазинах - 36,7% и 54%;
  • на открытых рынках - 25,8% и 12,3%;
  • в киосках и павильонах - 17,2% и 16,9%.

Таким образом, продажи в Петербурге намного ближе к советскому идеалу (самое популярное место - магазин за углом).

В регионах каналы продаж пиццы не исследовались, но, судя по схемам построения систем дистрибьюции, больше всего ее продается в обычных магазинах и на открытых рынках.

Вопрос - где покупать пиццу? – потребитель решает просто. В половине случаев определяющим фактором становится удобное для него место продажи (что вполне закономерно для продукции fast food), и лишь потом - качество продукта, ассортимент и цена. Больше всего спешит молодежь. Покупатели в возрасте чаще обращают внимание на цену.

Примерно треть опрошенных покупает пиццу еженедельно, их 27,9%, от двух до трех раз в месяц -39,8%, менее часто - 30,3%. При этом в течение месяца средний покупатель тратит на нее около 250 рублей.

Все исследователи единодушны в том, что рынок быстрозамороженной пиццы активно растет, и этот процесс будет продолжаться. Перспективы налицо. Однако реальные входные барьеры для этого вида бизнеса позволят успешно развиваться и побеждать в конкурентной борьбе лишь наиболее высокотехнологичным компаниям, обладающим современным оборудованием, налаженным производством, отработанными технологиями и подготовленным персоналом.

###

 

Источники информации:

1. Маркетинговое исследование «Рынок замороженных полуфабрикатов: пиццы, теста, выпечки» Октябрь-ноябрь 2002 г., подготовлен Business Analytica. Europe Limited.

2. Маркетинговое исследование «Московский потребительский рынок пиццы», январь 2003 г., подготовлен RОМIR monitoring.

 

«VIV Russia 2017»

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кафедра «Техника низких температур»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции