ООО "Холодильное дело"
В РОССИИ ХОЛОД ЗА НАС!
 

Главная
Новости
Издания
Публикации
Поиск
Литература
П.О.
Компакт-диск
Подписка
Реклама
Реквизиты
Карта сайта

Copyright © 2001-2017,
ИД «Холодильное дело»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

"Украинский рынок мороженого насыщен? Нет, ждет новинок!"

Статья из журнала "МиЗП" № 3/2003 г.

 

ОБЗОР РЫНКА

Начиная с 1997 года, отрасль производства мороженого Украины развивается динамично, наращивая объемы производства. В 2002 году в Украине произведено 107119 тонн мороженого. Уровень его производства по отношению к предыдущему 2001 году составил 110,2%. Представители почти всех крупных оптовых компаний отмечают, что они за год выросли на 15-20%.

Около 70% внутреннего рынка контролируют 10-15 компаний, при их общей численности – более 200. В числе лидеров можно выделить «Житомирский маслозавод»,донецкую фирму «Геркулес», днепропетровскую - «Ласунка», АОЗТ «Хладопром» (Харьков), ОАО «Львовский хладокомбинат», ООО «Троянда» (Луцк), ЗАО «Юрия» (Черкасы»), ОАО «Киевский хладокомбинат №2»...

Структура выпускаемого мороженого мало изменилась. По-прежнему популярно мороженое в вафельном стаканчике – 55% рынка, эскимо- 25-30%, семейно-весовое – 10-15%… Но семимильными шагами растет ассортимент. Только на предприятиях «Луганскхолода» разработано и внедрено около 30 новых видов мороженого. По мнению операторов рынка, к новому сезону необходимо выводить на рынок минимум 3-5 новых позиций. Причем обновление ассортимента должно быть поставлено на постоянную основу. Даже если продукт-новинка живет не более сезона, его наличие является свидетельством жизнеспособности торговой марки, фактором повышения лояльности потребителей и конкурентным преимуществом производителя. В течение 2002 года только группа девяти ведущих компаний запустила в производство 107 новых видов мороженого (а всего они производили вместе 480 видов мороженого в 2002 году, из которых на молочную группу пришлось 12 видов, сливочную –267, пломбирную –168, фруктово-ягодную – 33 вида). Эта тенденция становится определяющей. Дело в том, что рынок мороженого на Украине, по оценкам некоторых экспертов, близится к своему насыщению, а точнее – к уменьшению покупательского спроса. В декабре 2002 года украинскими предприятиями было произведено 2495 т. мороженого (в ноябре – 2122 т.). По сравнению с аналогичным периодом 2001 года снижение уровня производства составило 6,7%. Остатки готовой продукции на складах предприятий на конец декабря 2002 года составили 6001 т.

Поэтому так важно нащупать особенности спроса. С начала нового столетия производители расширили выпуск тортов-мороженое и рулетов. За два последние года удалось покорить отечественного потребителя «мраморным» мороженым с прожилками из густого фруктового сока или прослойками бисквита (на грани кондитерского кулинарного мастерства). Спрос на разукрашенные замороженные компаунды в изящных полистирольных емкостях растет. Однако ниша эта пока не заполнена: есть куда расти, хоть по объемам производства, хоть по ассортименту.

Значительно изменяется структура спроса. Взрослая публика формирует спрос на мороженое не в меньших масштабах, чем подрастающее поколение. Если в советское время 80-90% мороженого производили в вафельных стаканчиках, то сегодня (хотя оно самое дешевое) оно охватывает нишу в 45-50% рынка. Остальную часть этого сегмента захватывает производство дорогого мороженого. Потребитель ждет не просто продукт высокого качества, а новые вкусовые ощущения, и также пользу для здоровья!

Результаты маркетинговых исследований, проведенных в 2002 году компанией Taylor Nelson Sofres Ukraine показали, что мороженое потребляют 76% населения Украины в возрасте от 12 до 65 лет. При этом большая часть соотечественников предпочитает им лакомиться 2-3 раза в месяц и реже. А настоящих фанатов холодного лакомства в Украине тоже немало –16% потребителей мороженого лакомятся им несколько раз в неделю, и почти 18% один раз в неделю.

Перспективным направлением развития отрасли является целевое производство эксклюзивных сортов мороженого, предназначенного для конкретных групп потребителей. Это могут быть холодные лакомства для детей, оформленные в виде любимых игрушек, героев сказок и мультипликации, образы окружающих предметов которыми владеют родители (авто, мотоциклы и т.д.) Для взрослой публики – низкокалорийные сорта мороженого или мороженое с живыми йогуртами. Эту новинку – йогуртовое мороженое на кисломолочной основе – повторили в прошлом сезоне десятки производителей. Однако существует секрет добавки, которая делает мороженое йогуртовым. Натуральный ароматизатор – концентрат йогурта - придает замороженному продукту все кисломолочные характеристики. Такое мороженое с натуральной добавкой производит, например, луцкий хладокомбинат «Ажур».

Мировая тенденция потребления мороженого демонстрирует и рост в направлении так называемой оздоровительной позиции. По прогнозам специалистов украинские производители «сладкого холода» будут перенимать эти тенденции… Украинский рынок мороженого очень перспективен для всех нововведений. Сегодня потребитель ищет на упаковке надпись: «натуральный наполнитель». Доказательством этой самой натуральности становятся кусочки фруктов, присутствующие в замороженном компаунде. Специалисты же видят перспективу в усовершенствовании технологий, то есть в переходе к мороженому, обогащенному полезными функциональными добавками. Недавно рынок взбудоражила днепропетровская трейд-марка «Мушкетер», включившая в состав продукта витамины А, С, Е от известной немецкой фирмы – поставщика добавок «Дёлер». Тенденция эта очень перспективна.

Появление на рынке новых производителей ужесточило конкуренцию, и это грозит вытеснением с завоеванных позиций мелким фирмам.

В 2003 году началось серьезное перераспределение сил за счет покупки средних предприятий крупными производителями и объединениями. Так, ООО «Троянда» (Луцк) уже приобрело контрольный пакет акций ОАО «Полтавахолод» и СП «Полюс Лтд» (Макеевка), что позволило компании увеличить объемы производства в два раза. Контрольный пакет акций пяти луганских хладокомбинатов, входящих в состав «Лугаскхолода», приобрела компания «Мета» (металлургия). Вся продукция «Луганскхолода» сегодня известна под торговой маркой «Королевское мороженое». Перед новым руководством объединения поставлена непростая задача – в течение ближайших двух-трех лет стать лучшим производителем мороженого в Украине.

Кроме того, ожидается приход на рынок (в качестве производителя) транснациональных компаний с международными торговыми марками «Нестле» и «Баскин Робинс»

Но пока на Украине увеличивается доля экспорта мороженого и снижаются импортные поставки, о чем свидетельствует статистика.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ИМПОРТУ И ЭКСПОРТУ МОРОЖЕНОГО

art1_ic_03_2003_01.gif (5825 bytes)

art1_ic_03_2003_02.gif (5657 bytes)

art1_ic_03_2003_03.gif (6152 bytes)

###

 

Обзор подготовлен по материалам, предоставленным Ассоциацией «Украинское мороженое» и публикациям в журналах «Брутто», «Мир продуктов», «Продукты и напитки».

 

«VIV Russia 2017»

«КРИОГЕН-ЭКСПО. Промышленные газы 2017»

Кафедра «Техника низких температур»

Кондиционеры, тепловые насосы, системы вентиляции