"Делать, так по-большому!"
Статья из журнала "МиЗП" № 2/2008 г.
Unilever вернулся и приобрел «Инмарко»
4 февраля 2008 года навсегда войдет в историю российской отрасли
мороженого. Именно в этот день в московском отеле Holiday Inn на Лесной
представители компании Unilever объявили о приобретении 100% акций «Инмарко»
- лидера отечественного рынка мороженого.
Сумма сделки не разглашается, и данному соглашению еще предстоит
пройти процедуру одобрения со стороны ФАС, которое, по мнению сторон,
должно состояться в первой половине года. Уже появились и различные
экспертные оценки стоимости этого приобретения – от 130 до 200 млн
долларов. Но сейчас это не так важно – факт остается фактом: 29% акций
Unilever приобрел у фонда Norum (фонд Европейского банка реконструкции и
развития), вошедшего в состав акционеров в 2005 году, остальные 71% — у
основателей «Инмарко». Напомним, что в 2007 году компанией было выпушено
51,7 тыс. тонн мороженого, а ее оборот составил 173 млн долларов. При
этом «Инмарко» имело долговую нагрузку около 60 млн долларов.
Генеральный директор компании «Юнилевер Россия, Украина и Беларусь»,
Херман Версттратен, отвечая на вопросы журналистов, дал ясно понять, что
компания не планирует проводить ребрендинг продукции «Инмарко» и будет
развивать свой бизнес мороженого в России, опираясь именно на эту марку.
А директор по корпоративным отношениям «Юнилевер Россия, Украина,
Беларусь» Денис Гуринович добавил, что менять стратегию «Инмарко» новый
владелец пока не намерен: «Мы будем опираться на «Инмарко» как основу
своего бизнеса мороженого в России. Кроме этого, Unilever будет
осуществлять поддержку компании в тех областях, где возможен рост
конкурентоспособности».
Президентом «Инмарко» станет Флорин Трандафиреску, член правления
Unilever и директор по логистике в России, на Украине и в Белоруссии,
директором по продажам — Влодек Карандыжовски, гендиректор Unilever в
странах Балтии. Остальные топ-менеджеры сохранят свои позиции: Дмитрий Докин – председатель совета директоров,
Наталья Яхнова – генеральный
директор, а Павел Шустов – директор по маркетингу. Все трое войдут в
новый совет директоров, который будет подчиняться европейскому офису Unilever.
Следует отметить, что на пресс-конференции не было ни одного
представителя «Инмарко». Организаторы мероприятия объяснили это тем, что
руководство компании сообщает о новости своим трудовым коллективам на
местах.
Правда, собравшимся были переданы слова Дмитрия Докина: «Мы считаем, что
перед нами открываются новые перспективы развития бизнеса. Используя
знания и ресурсы Unilever, компания «Инмарко» получит новый импульс для
развития собственных брендов».
А о том, что по этому поводу думают другие игроки рынка и независимые
эксперты, которых мы попросили прокомментировать сделку и ее возможные
последствия для отрасли, вы сможете прочитать ниже.
Справка о компании Unilever
Компания была основана в 1930 году после слияния голландской
Margarine Uni и британской Lever Brothers. Сегодня Unilever является
одним из мировых лидеров по производству потребительских товаров.
Продукция Unilever представлена более чем в 160 странах мира и
ежедневно около 150 миллионов покупателей отдают предпочтение товарам
компании. В настоящее время отделения Unilever открыты в 100 странах
мира. На российском рынке компания работает с 1992 года. В ее штате
более 2000 сотрудников.
Unilever владеет четырьмя российскими предприятиями:
парфюмерно-косметической фабрикой «Северное Сияние» в Санкт-Петербурге,
Московским маргариновым заводом, объединением по производству бульонных
кубиков, супов быстрого приготовления, приправ и картофельного пюре в
Туле, а также чаеразвесочной фабрикой в Санкт-Петербурге. Общий объем
инвестиций в российскую экономику составляет более 600 миллионов
долларов.
В российский бренд-портфель компании входят средства личной гигиены –
Axe, Clear Vita ABE, Dove, Rexona, Sunsilk, Timotei; чистящие средства –
Domestos, Cif; продукты питания – Bertolli, Calve, Knorr, Rama, Rama
Cream Bonjour, Lipton, Brook Bond, «Пышка», «Беседа».
Газета Financial Times отмечает, что на данный момент Россия является
одним из рынков, на которых Unilever еще есть куда расти: сейчас продажи
здесь составляют около 1% от общего объема продаж компании. Перевод
России в категорию «приоритетных рынков» обусловлен, пишет газета,
ожиданиями роста уровня внутреннего потребления. По мнению экономистов
банка Goldman Sachs, увеличение бытового потребления и зарплат позволит
внутреннему спросу вырасти в этом году с 10,5% до 11,3%. Газета
отмечает, что рынки развивающихся стран - основной источник роста продаж
Unilever в последние годы. Однако аналитики полагают, что темпы роста
продаж здесь также могут замедлиться - в первую очередь из-за увеличения
цен на сырье, что может вынудить производителей повысить цены на
конечный продукт.
В опубликованном 7 февраля 2008 г. финансовом отчете компании
сообщается, что чистая прибыль Unilever за 2007 г. снизилась на 18% — до
3,89 млрд евро по сравнению с 4,75 млрд евро, полученными годом ранее.
Оборот Unilever за минувший год увеличился на 1% и составил 40,19
млрд евро против 39,64 млрд евро годом ранее. Операционная прибыль
компании за 2007 г. достигла 5,25 млрд евро и оказалась ниже
аналогичного показателя 2006 г., зафиксированного на уровне 5,41 млрд
евро, на 3%.
Чистая прибыль Unilever в IV квартале 2007 г. снизилась на 65% — до
787 млн евро по сравнению с 2,1 млрд евро, полученными за аналогичный
период годом ранее. Оборот компании за отчетный квартал увеличился на 2%
и составил 9,89 млрд евро против 9,73 млрд евро годом ранее.
Операционная прибыль Unilever по итогам IV квартала 2007 г. достигла 1,1
млрд евро и оказалась выше аналогичного показателя за IV квартал 2006
г., зафиксированного на уровне 1,06 млрд евро, на 3%.
Бизнес мороженого компании Unilever
Категория мороженого одно из наиболее значимых направлений
деятельности компании. Каждое пятое мороженое, продающееся в мире,
произведено Unilever. Компания обладает солидным портфелем брендов в
этой категории, представленным более чем в 40 странах мира под такими
марками как Heartbrand, Magnum, Carte d’Or, Paddlepop, Cornetto, Solero,
Ben & Jerry’s, Breyers – всего более 2000 видов. Unilever ежегодно
вкладывает более 50 млн евро в научные исследования, с тем чтобы
добиться компромисса вкуса и полезных свойств продукта. Благодаря
современным технологиям компании за последние несколько лет удалось
существенно сократить уровень ароматизаторов, сахара, жиров и калорий в
своей линейке мороженого. Процентное же соотношение молока и натуральных
добавок, напротив, возросло.
Оборот компании в категории мороженое в 2006 году достиг 4,4 млрд
евро, что составило порядка 10% от общего оборота. По данным Euromonitor,
рыночная доля Unilever в категории мороженое в 2006 году достигла 17,5%.
### |